Советское детство «подгорновских»
Футбольных атрибутов не хватало и чтобы изыскать деньги, ходили собирать кости и консервные банки на свалку. Свалка тогда находилась в кустах чуть поближе трехэтажек «Западного». Собранное сырье сдавали заготовителю Шангину на дому, на месте нынешней налоговой инспекции. Получив деньги, спешили в хозмаг или автолавку для покупки покрышек, камер и теннисных мячей для лапты. Играли также в волейбол, лапту, чехарду, «чику», «зоски» и другие игры.
С наступлением летних каникул начиналась ответственная пора. Это пастьба коров, прополка и окучивание картошки, пионерский лагерь, стрижка и сенокос.
Примерно раз в месяц по списку, вывешиваемому на водокачке старостой улицы, каждая семья пасла коров. В семь утра хозяйки после утренней дойки выгоняли коров на улицу. Дежурная семья, начиная с парка, собирала все стадо около водокачки. Немного выждав запоздавших, направлялись за нынешнюю автозаправку «Нефтемаркет» в западном или северном направлении. Микрорайона Западный тогда не было, а была свалка, два озера и зерновые поля. Пересчитав все стадо в полторы-две сотни коров, начинали пастьбу. К обеду направляли коров к Челутайке, поили, и когда они ложились отдыхать, то и пастухи тоже. Иногда с усталости заснешь, а проснешься, то коровы уже разбрелись или ушли далеко-далеко. Очень боялись допустить потраву полей Челутая и Урда-Аги. Некоторые коровы, попробовавшие вкус зерновых, так и норовили рвануть к полям, но они уже были известны и контроль за ними был особый. В некоторые годы из-за засухи и плохого травостоя пасли коров за аэропортом или за Бом-горой. Тогда приходилось буквально выгонять коров из леса и кустов. Некоторые школьники - пастухи, особенно девочки, приходили домой зареванными и опухшими от слез из-за того, что не догнали коров - беглецов.
В июне начиналась стрижка овец, если ребят не отправляли в пионерский лагерь «Нарасун» или на летнюю пастьбу скота к родственникам на стоянки, то большинство по договоренности разновозрастными группами ездили на стрижку овец. Начинали с 5-6 классов. Сначала подносчиками, потом уже стригалями или на купке. У каждого на лето уже были запасены несколько пар бритких ножей и отвертки. Начинали с Цаган-Нура, потом Онон-база, Удэ-Булак, Урда-Ага и другие. После восьмого класса уже в составе ученических производственных бригад с преподавателем направлялись в какой-нибудь колхоз. Лучшими стригалями были Светлана Шойдокова, Далай Цыбенов, Катя Намогуруева.
С августа все дети были уже на сенокосе, косить умели уже с 12-13 лет. Почти месяц изнурительного труда, жизнь в палатках в лесу, зато сколько впечатлений. Охота, грибы, ягоды, ночные посиделки у костра, различные истории в лесу, К сентябрю уже загорелые, накачанные и возмужавшие готовились к школе.
Очень много ребят с нашей улицы занимались спортом. По боксу тренером был Ендон Ринчинович, по борьбе - Борис Бальжинимаевич, по стрельбе из лука - Дашинима Норбоевич, по футболу и баскетболу - Владимир Батоцыренович, уличным «единоборствам» - Бато Нимаевич, Базаржап Абармитович и Болот Ванданович. Среди выходцев улицы много разрядников и мастеров спорта. По борьбе: Бато Жамсаранов, Валентин Жадамбаев, Сергей Шойдоков, Батор и Баир Анандаевы. По стрельбе из лука: Валерий Жадамбаев, Сергей Норбоев, Хандацырен Гомбожапова, Цыден Анандаев, Цыренжап Мункожаргалов, Света Ширибазарова, Бадара Батомункуев. По легкой атлетике: Батожаргал и Батомунко Жадамбаевы, Нина Цыбенова, Катя и Надя Намогуруевы. Костяк сборной АСШ №1 по футболу и баскетболу всегда составляли наши ребята. Выигрывали первые места в районе и округе. На призы клуба «Кожаный мяч» занимали второе место в области.
Тренировки по баскетболу начинались в семь утра. Шли утром в темноте, натыкаясь на деревья в школьном парке, боялись опоздать, а то пришлось бы наворачивать лишние круги в спортзале или футбольном поле. Надо заметить, что во многих дворах были приспособлены баскетбольные щиты и кольца, висели боксерские груши из брезента с опилками и песком, стояли турники и мишени из ДВП для стрельбы из самодельных луков и воздушек.
Летом ездили на велосипедах на рыбалку. Агинка тогда была полноводной и чистой, во многих местах была глубже двух метров. Часто ловили раков и варили с картошкой, ставили самодельные корчаги из алюминиевой проволоки.
Однажды ливнем смыло в Агинку ядохимикаты в районе Урда-Аги и вся рыба погибла. Весь берег был усеян тухлой рыбой. Мы впервые тогда увидели полуметровых сазанов. После этого несколько лет в речке не было рыбы.
Часто зимой ставили проволочные петли на зайцев. Один раз попалась крупная рысь. По жребию она досталась Мункожаргалу Дамбаеву. Ловили на капканы лисиц и корсаков.
Осенью ходили в ночные походы за ранетками и полукультурками. Самые вкусные ранетки были у Смирновых и Мирсановых, полукультурки у Ларионовых. Цветы для подруг «брали» у Казанцевых.
Незаменимым средством передвижения были велосипеды. Магазинские были только у избранных, у большинства были сборные. Комплектующие добывали, кто как сможет, в основном, меняли на книги, патроны, журналы, значки, марки, ножички, ключ и другие по значимости. Особым дефицитом были шпонки на рычаги педали, шарикоподшипники и фонари на динамо.
Потом пошла пора мотовелосипедов. Нашли адрес Подольской базы посылторга и стали заказывать двигатели. Первыми установили их Володя Шойдоков и Далай Цыбенов, особо доверенным давали прокатиться. Если снять глушитель, сила движка увеличивалась в полтора раза.
Коллекционировали значки, марки, открытки, грампластинки. Подшивали газеты «Пионерская правда», «Советский спорт», журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер», «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Техника молодежи», «Наука и жизнь». Подшивки ходили по рукам, истирались и рвались, но заклеенные папиросной бумагой, шли дальше. Лучшая коллекция значков была у Бато Сандакова, три альбома почтовых марок собрал Валера Жамбалон, больше всех открыток было у Люды Дондоковой.
С.ЦЫБЕНОВ, п.Агинское,
окончание следует...