Главная » 2019 » Октябрь » 26 » Сорок лет за рулем автомобиля

Сорок лет за рулем автомобиля

26.10.2019 в 09:13 просмотров: 930 комментариев: 0 Экономика

Нашему редакционному водителю Виталию Витальевичу Питерскому (на снимке) мы, журналисты, доверяем полностью. Как говорит главред Баир Цыденов, «от человека за рулем зависит безопасность и здоровье коллег, в конечном итоге жизнь людей, тех, кто находится в командировке». Добавим, мы выезжаем в путь с полной уверенностью в надежности шофера и техники.

Мастерство человека за рулем автобуса, «скорой помощи», такси или грузовика – главный фактор безопасности на дорогах. Не случайно, от чиновников с персональным авто, руководителей организаций до владельцев бизнеса, пассажиры стараются найти хорошего водителя. Плохой – это головная боль, потеря имущества, техники. Виталий Питерский – водитель со стажем, без малого «крутит баранку» 40 лет – с лета 1980 года. 
– Приехал на практику в Агинское КБО и мне доверили отремонтировать старый «Москвич» (сапожок) без переднего моста и через неделю уже ездил в Читу, села округа с грузами, товарами комбината бытового обслуживания, - рассказывает он. – Я тогда окончил третий курс Элистинского техникума автодорожного транспорта по специальности «Техническое обслуживание автомобилей». Мои одногруппники уехали на практику в Москву на завод имени Лихачева и на Горьковский автомобильный завод, а я в Агинское, домой.
- Как попал в Калмыкию, Элисту? – спрашиваю его.
- В Калмыкию, создав семью, уехали две младшие сестры отца и после восьмого класса, в их очередной приезд на малую родину, в 1977 году поехал на поезде с ними поступать в техникум в Элисте, где и получил первое водительское удостоверение категории «В». 
В степной республике пятнадцатилетнего паренька поразило обилие слив, яблок, других фруктов, лежащих «под ногами» и, конечно, знаменитые разноцветные ковры тюльпанов.
В.В.Питерский родился в 1962 году и вырос «отхончиком» в семье фронтовика, ветерана МВД, известного в Агинском человека Виталия Павловича Питерского и его супруги Клавдии Григорьевны Зориной, родом с Вологодчины.
Возвращавшемуся с войны и послевоенной службы агинскому парню больно понравилась красавица с берегов великой русской реки. В семье родились четверо детей – Татьяна, Александр, Ксения и Виталий. Отец служил в Минске, Гродно, на Сахалине, руководил Агинской автоколонной, спецкомендатурой в п.Новоорловск, трудился начальником вневедомственной охраны, в отделе ОБХСС Агинского ОВД. 
– Он особо ценил фронтовую награду - медаль «За отвагу», был строгим человеком и особо нас не баловал, - говорит сын. – Мама всю жизнь проработала лаборантом в Агинской СЭС. В лаборатории любил рассматривать микробы в микроскоп, - вспоминает Виталий Витальевич. 
Многодетная семья, как и многие в Агинском, содержала скотину, коз, растила огород. 
– Выйдешь рано утром на покосе из балагана, отец «правит» литовку, мать варит чай, еду, было здорово, - продолжает. 
На степных дорогах отец учил дочку Ксению и Виталия ездить за рулем старенького ИЖ-49. А уже позже – на служебном ГАЗ-51, «Москвиче», собственном «четыреста восьмом».
Однажды на спартакиаде городского округа Виталий в команде СМИ удивил меткой стрельбой из пневматической винтовки, послав все пули в «яблочко».
- Где научился стрелять? – полюбопытствовал.
- В Элисте, в техникуме ходил вначале на борьбу, а потом увлекся стрельбой из мелкокалиберной винтовки, - ответил он.
Выяснилось, что в студенчестве он в составе сборной стрелков неоднократно выезжал на соревнования по пулевой стрельбе в Москву, Орджоникидзе, Астрахань, другие города. Вначале стрелял из ТОЗ-8, а потом доверили немецкую винтовку «Тайфун», более легкую и точную. Из ста возможных стоя и с колена выбивал 98 очков, за что в итоге получил первый взрослый разряд по стрельбе. Грамот и медалей было получено много.
Еще больше удивился, когда он рассказал, что служить срочную ему пришлось водителем в «королевских войсках» - в стройбате в Братске.  В годы моей службы в армии снайперы были элитой в частях, их долго тренировали, учили, они получали усиленный паек. А тут готовый снайпер-разрядник - и в стройбате. - Не знаю, но так распределили в войсках, может быть, судьба уберегла от войны. Снайперов, слышал, не хватало в Афганистане, - считает В.В.Питерский.
После службы рядовой В.Питерский остался в Братске, работал в автотранспортном участке, даже водил мусоровоз. Познакомился и женился на Наталье Строковой, девушке родом из Тулуна Иркутской области, родился сын Александр, уже в Агинском – дочь Валентина.
- Родственники жены не пострадали в наводнении? – вклиниваюсь неожиданно.
- У одной семьи сестры жены дом унесло водой, а самих успели снять с крыши мчс-ники, до второй волна не дошла, - делится Виталий. – Волновались, звонили им.
В 1985 году Питерские решили переехать и вернуться в родное Агинское, сразу же устроился в Агинское АТП, тогда крупное автотранспортное предприятие по грузо- и пассажироперевозкам. Ему доверили 33-местный автобус ЛАЗ-695 «Агинское – Орловский», позже удлиненный ЛАЗ-697 с маршрутом «Агинское - Чита». По его словам, это была мощная организация с многочисленным автопарком грузовых машин, такси, автобусов, хлебовозок. В АТП только автобусов было 28 штук. Автобусным сообщением были охвачены все поселки, села округа, включая малые – с.Лаха, Курульжа, Красноярово. Действовали прямые рейсы Читинского АТП «Чита – Хара-Шибирь», «Чита – Кусочи», «Чита – Гунэй», «Чита – Цаган-Оль». Предприятие имело автостанцию с вокзалом, гостиницей, трансагентством, возводилось жилье для работников АТП. – Водители каждое утро проходили предрейсовый медицинский осмотр, опоздание на работу считалось чрезвычайным происшествием. Все автобусы, грузовики, хлебовозки, бензовозы, легковые автомашины были обеспечены теплыми гаражами, работали СТО-профилакторий со слесарями для обслуживания транспорта, электрический, агрегатный, шиномонтажный, инструментальный, моторный, токарный, столярный цехи.
В середине лихих 90-х автотранспортный флагман был уничтожен псевдоакционерами, попросту растащен и продан под оптовую базу предпринимателю из Армении. Такая же участь постигла и предприятие по мелиорации земель Агинскую ПМК, где В.В.Питерский проработал несколько лет до распада колонны, занимавшейся орошением полей, осушением болот, введением в оборот пахотных земель, строительством водокачек, насосных станций на чабанских стоянках, в деревнях.
Как передовик производства, Виталий Витальевич в коллективе АТП был принят в КПСС, был начальником колонны, избран комсоргом. Он с теплотой вспоминает своих коллег: начальника колонны Владимира Кабанова, друга Бадмажаба Эрдынеева, водителей автобусов отца и сына – Батора и Вячеслава Сандановых, Батомунко Дамшаева, Михаила Фомина, Валерия Лхамажапова, Ивана Переломова, Алексея Жилина, специалистов экстра-класса Цыденжаба Жаргалова, Юрия Пастухова, Батора Балданова, Семена Номоконова, Сергея Саганова, Владимира Бортоева, Сергея Барановского, строгого фельдшера Валентину Балданову и других. Многие ушли из жизни, но остались в памяти. Почти двадцать лет его шоферская биография связана с журналистами СМИ округа – три года с телевизионными и с 2003 года – с коллективом «Агинской правды».
За это время спидометры наших, видавших всякое – дождь, метель, морозы - УАЗа и «Волги» накрутили тысячи километров по трассам и бездорожью, мало чабанских стоянок, полей, зерновых токов, ферм, предприятий и организаций, где бы не побывали журналисты газеты. К чести водителя в командировках – дальних и близких - не было ни одного случая, чтобы сломалась автомашина. Да, садились «по брюхо» в грязь или глубокий снег, буксовали на полях, но всегда мастерство водителя выводило нас на дорогу домой.
В свободное время, которого мало из-за специфики работы, Виталий Витальевич с женой Натальей Петровной летом-осенью занимаются огородом – выращивают картофель, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, другие овощи, любят попариться в собственной баньке перед рабочей неделей. Супруга колдует над соленьями, салатами на зиму. В отпуске – любимое занятие – походы в лес за грибами, рыбалка на озере Ножий, Ононе, вместе с сыном Александром и внуком-второклассником Владиславом.
- Не люблю больших скоростей, гонок на трассе, - говорит Виталий Витальевич. – Дороги стали лучше, автомашин стало больше, появился видеоконтроль, но и хамства и бескультурного вождения стало не меньше.
Не важно, что едешь ты за рулем крутого «Лендкрузера» или велосипеда – надо уважать друг друга и уступать на дороге. Так получилось, что мой коллега всю жизнь проработал за рулем отечественных автомобилей и считает их хорошими, достойными машинами. Четыре десятилетия он отдал водительскому ремеслу и не жалеет в выборе шоферской профессии, благородной и ответственной, по его твердому убеждению.

Арсалан ДОБЧИНОВ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES