Собирали всем миром
В день проведения научно-практической конференции в юрте, стоящей во дворе музея, было оживленно – здесь была открыта гостиная «Сэбэгэй Гомбожаб – сын Урда-Аги», в которой была восстановлена атмосфера и обстановка агинской юрты ХIХ века.
Как известно, перед тем, как пуститься в далекий неизведанный священный Тибет, Г.Цыбиков прибыл домой на Родину, в Урда-Агу. Земляки были рады за него, и всем улусом помогали собираться в дорогу. Это была хорошая традиция агинчан, делать дружно, сообща. Что нужно было путнику перед дорогой? Одежда летняя, зимняя, обувь, еда.
Об этом очень доходчиво и выразительно была показана сцена сборов в дорогу Гомбожаба учителями Урда-Агинской средней школы. Озадаченный отец Сэбэг Монтоев, сидя за столом, советуется с земляками о том, что необходимо подготовить. Рядом стоит женщина, которая показывает принесенные вещи и складывает их в сундук, за столом сидит девушка и записывает, кто что принес. Список получается внушительный: шкурки разных животных - овечьи, ягнячьи, телячьи, жеребячьи. Местные мастера - швеи, обувщики - подготовили две зимние теплые шубы из овчины, осеннюю шубу из мерлушки, осенне-весеннюю шубу из телячьих шкур, весеннюю шубу из жеребячьих шкур, две ватные шубы, два летних халата, дождевик из тонкого сукна, шесть пар сезонных унтов, утепленную палатку, сундук, четыре дорожные сумы, приспособленные для конского седла, четыре кожаных тулума, четыре мешка из плотного брезента. Эта работа продолжалась много дней.
Из еды приготовили топленое масло (шара тоhон), сушеный творог (айрhан), жареная мука (замбаа), сушеное мясо говядины (ухэрэй борсо). Особенность сушеного мяса (борсо) заключалась в том, что его надо было растолочь в порошок и засыпать в засушенный мочевой пузырь коровы – так оно долго хранилось, не намокало, не портилось, и главное, не было тяжелым. Хорошо сохранялись витамины и полезные качества, оно быстро готовилось, бульон сытный и здоровый. Эта еда готовилась как неприкосновенный запас: два мешка жаренной на масле ячменной муки, мешок мясной муки (из борсо) др.
Учителя школы сценической игрой смогли передать атмосферу того времени, как люди во время подготовки варили еду для всех, музыканты играли на лимбе и хууре, пелись песни, земляки танцевали ехор.
По их рассказам, подготовкой руководил Очир Жигмитов (отец учителя Будажаба Очирова) и лама Агинского дацана Ринчинсамбу Данзанов, которые недавно побывали в Лхасе.
Ринчинсамбу-лама помогал составлять план дороги в Тибет. Он разъяснял, в каких местах можно быстро ехать, где долго, где на них могут напасть разбойники, где могут обворовать, а где можно спокойно отдохнуть и людям, и животным… Дождавшись достаточного количества паломников, вместе с ними на собственных подводах выехать до Лхасы, по пути следования надо закупать продукты, а тот неприкосновенный запас использовать в исключительных случаях и приберегать…
Еще Ринчинсамбу-лама подарил Гомбожабу священную книгу «Лам-Рим-Чэн-По», которую печатали в Тибете. Эта книга отличалась от других тем, что строки в нем были напечатаны с большими просветами и крупным шрифтом. Ее в дацане называют бараа – доски с вырезанными текстами на тибетском языке. Во время путешествия Цыбиков занимался переводом этой книги, который записывал между строками мелким почерком, а также записывал туда свои наблюдения и впечатления.
В дороге паломники при каждом удобном случае читали священные книги, поэтому Цыбикову было удобно, не вызывая подозрений, вынимать священную книгу и казаться очень набожным, хотя на самом деле он заносил туда свои путевые заметки, которые позже он тайком переносил в дневник….
В юрте «хозяева» угощали гостей бурятской национальной пищей – «борсотой шулэн» (бульон из сушеного мяса), аарсой, бообами, айрhан, лепешками, черемухой и другими вкусностями.
Материалы на 1-й, 2-й стр. подготовлены И.Дондоковой, старшим научным сотрудником Агинского национального музея им.Г.Цыбикова.
Были использованы фото и материалы из фондов музея, книги «К 100-летию со дня рождения Г.Цыбикова», У-У., 1976 год.