Снова о дровах и ценах
Из года в год, особенно в преддверии зимы, журналистами поднимается проблемный вопрос, касающийся дров – их качества, количества, ценообразования. Как говорится, снова о насущном. Как и о хлебе, продуктах питания, товарах первой необходимости.
Приобретение дров занимает умы многих из наших земляков, проживающих в частном секторе. Видя как быстро, буквально на глазах, тают запасы сухих дров, бережно припасённых с весны и купленных в канун закрытия леса на пожароопасный период сухого и тёплого времени года, прихватывает сердце. Испытывать пониженную температуру в доме в течение морозной и ветреной зимы опасно, что грозит риском заболевания ОРВИ и лишней головной боли и нагрузки для медицинских работников. Поэтому дрова брали, берут и будут покупать, пока им не будет найден соответствующий аналог. Но это пока из области научной фантастики. А реалии таковы, что покупка древесного топлива сильно отягощает семейный бюджет. В это время жители многоквартирных домов радостно восклицают: «Хорошо, хоть печку не топить целыми днями, поддерживая комфортную температуру в помещениях. А колка дров! А укладка! Лишние хлопоты».
С покупкой сырых или полусырых берёзовых или листвяных, реже сосновых, дров сухие поленья старого запаса начинают измельчать, оставляя их исключительно на растопку. Но, если печи семи или пятиоборотные и дом большой площади, топить сырыми дровами дом проблематично, но надо. Поэтому одной условной машиной ГАЗ-53 (попадаются и ГАЗ-52, идентичный ГАЗ-53, но «52-й» перевозит две с половиной тонны полезного груза), который многие именуют «полстатретьим», за осень, зиму и весну, не отделаться, а о «микриках» мы уже не говорим.
Что касается цен, которые в соответствие с законом рынка диктуют продавцы, успевшие приобрести лесобилет, если сравнивать с прошлой зимой, то ситуация малоприятная для покупателей – подросли на одну-две тысячи. Если в прошлом году микрогрузовик, как правило, с наростом, тоннажа в две или три тонны стоил девять-десять тысяч рублей, то нынче 11-13 тысяч. Сейчас ГАЗ-53, тоннажа три с половиной тонны стоит 17-18 тысяч. ЗИЛ-130 – 20-22 тысячи (в зависимости от модификации и платформы кузова), КамАЗ и того дороже – от 26 тысяч. Это цены за смешанные дрова (берёза, лиственница). Стоимость одного кубометра дров по лесобилету – десять рублей. Но очередь за ним длинная, не меньше, чем в мавзолей Ленина. Бывали случаи, когда очередь до человека доходила весной, когда снег благополучно сошёл, обнажив толстый слой непролазной грязи. Нередкими были случаи, когда незадачливые лесобилетчики, дождавшись своей очереди, получив лесосеку или деляну, приезжали к месту вырубки, а там голое место – пни и куча веток. Иным легче своровать, нежели дождаться журавля в небе. За очередь за лесобилетом бьются люди, имеющие технические средства и возможности самостоятельно заготовить для себя дрова, попутно успевая приторговывать топливом. Как показывает жизнь, деляна «выбивается» больше на продажу, что слегка противоречит правилам выделения лесосеки для личного пользования. Но это палка о двух концах, которую многие понимают и не препятствуют свободной продаже дров на рынке, руководствуясь постулатом – лучше что-то, чем ничего. И это правильно. Не все имеют возможности и времени самолично заниматься заготовкой необходимых дров, легче купить и расколоть, тем самым продлевая своё здоровье и охраняя свою нервную систему. Да и в лес съездить, не на прогулку выехать. Это тяжёлый, адский труд от зари до темна. Для кого-то изо дня в день, так как не у всех поставщиков дров имеется основная работа. А для любого мужчины особо важно приносить хоть какие-то деньги домой, пополняя семейную казну, не быть нахлебником в трудное время. К чести таких продавцов, они стараются привезти дрова хорошего качества и немного сверх нормы, чем может увезти их «Боливар». Насколько им позволяет лесосека. Это вопрос совести. Хотя, конечно, деляна нередко выделяется на косогоре или с трухой, что логично с точки зрения лесного хозяйства. Заготовить и привезти дрова оттуда крайне сложно, но дома ждут папу, с деньгами, и он, стиснув зубы, молча заготавливает и также молча везёт дрова на продажу. Деньгами заготовщик делится с помощниками, заправляет грузовик на завтра, точит цепи, производит мелкий ремонт авто и бензопил, при помощи жены готовит свёрток с едой на завтра и погружается в короткий сон, чтобы утром, потемну, с красными от недосыпа глазами, ехать по извилистой дороге в лес, на далёкую деляну, на заготовку. Лесосека позволяет прокормить свою семью, приодеть детей, купить им необходимое в школу, детский сад, спортивную секцию или кружок.
Но совесть должна быть и у покупателя – не ныть, не брюзжать, что привёз слишком большие чурки или слишком маленькие, что цена задрана сверх меры и, чтоб вам за воротник, «спекулянты». Это неправильно на наш взгляд. Должно быть взаимное уважение. А совестливых и честных продавцов больше.
На амортизацию влияют и другие факторы – цена на бензин (дизтопливо), затраты на «расходники» (пильные цепи, масла и многое другое). Есть и приятные примеры. Опять же анализируя данные прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что цена на ту или иную машину дров в начале сезона всегда относительно высокая. По мере вхождения в сезон цены чуть подравниваются, а местами даже возвращаются к прошлогодним. Так, что в данном вопросе ничего принципиально нового нет. Следующим приятным фактом можно назвать возросшую конкуренцию между продавцами и как следствие, покупатели имеют возможность выбирать ту или иную машину дров на свой вкус и цвет. Согласитесь, что приобретать дровишки у монополиста событие отнюдь не радостное.
Зорикто ОЛЗОЕв.
Фото Саяна Дашиева.