Смело внедрял новые методы
К 100-летию заслуженного агронома РСФСР В.О.Петрова
В Цокто-Хангиле и в нашем округе хорошо известно имя Василия Осиповича Петрова, на счету которого много славных дел в агрономической работе.Он родился в 1913 году, с детства был приучен к труду. Его родители, жившие в Подмосковье, занимались земледелием, прививали своим детям уважение и любовь к хлеборобству. Василий после девятого класса окончил трехгодичную агрономическую школу и по направлению приехал в Забайкалье. Был старшим агрономом, директором МТС, а в 1954 году его назначили заведующим Агинским сортоиспытательным участком - принял все дела от Цыбена Жамсарано.
Около небольшого хутора, расположенного на правом берегу Аги, на землях колхоза имени Сталина Цокто-Хангильского сельсовета находилось опытное поле, которое весной агроном Петров делил на делянки. Вспашку, сев и уборку проводили колхозные механизаторы. Зерно очищалось и хранилось на хуторском зернотоке. Главной обязанностью Василия Осиповича всегда было заниматься опытами и селекцией, проверять новые перспективные сорта зерновых культур для районирования. С делян осенью снимали урожай и подсчитывали показатели. Порой они были низкими, но чаще – высокими. Иногда заведующий сортоучастком оставался один, присылали выпускниц сельскохозяйственных техникумов, но молодые специалисты долго не задерживались. Проблемы с жильем, низкая зарплата и другое заставляли их уезжать. Случалось, что не с кем было посоветоваться, поспорить. В трудных условиях приходилось работать. Своей техники и автотранспорта сортоиспытательный участок не имел. И многое зависело от колхозных механизаторов, которые неохотно шли на проведение работ на полях сортоиспытательного участка. Петрову даже пришлось отказаться от их услуг при уборке урожая, так как они несколько лет проводили жатву с низким качеством. Для уборки зерновых В.О. Петров приглашал каждую осень большого знатока, умельца, опытного комбайнера Агинского районного отделения «Сельхозтехника» Александра Васильевича Несмеянова и молодого механизатора Агинского лесхоза Ивана Владимирова.
Сколько сил и усилий пришлось приложить Василию Осиповичу для того, чтобы к нему ехали за опытом, чтобы воочию убедиться, как нужно вести опытную и научную работу. Агрономы из других районов области ходили по полям, присматривались, некоторые из них говорили, что почему бы здесь не работать – это не колхозные поля и не растениеводство хозяйств с его огромными проблемами. И Петров соглашался, понимая, что они в чем-то и правы. Но его деятельность и опыт исследователя и практика оценили по достоинству: орден «Знак Почета» и звание «Заслуженный агроном РСФСР». В.О. Петрова не покидала мысль: как свои знания и опыт, полученные за сорок лет в разных местах работы, применить на колхозных полях. К этому времени Василий Осипович заочно и с отличием закончил Омский сельскохозяйственный институт. В начале 1970 года он возглавил агрономическую службу колхоза имени XXII партсъезда Агинского района. Обрадовались цокто-хангильцы, что к ним в хозяйство пришел специалист с большим теоретическим и практическим опытом работы, требовательный, справедливый, а главное – без излишней говорильни, человек слова и дела. Колхозники говорили не то всерьез, не то в шутку: «Зачем нам агроном, был бы дождь да гром». Но прекрасно понимали, что без настоящего законодателя полей, опытного и знающего специалиста не обойтись.
В.А.Петров был хорошо знаком с деятельностью двух ученых – Терентия Семеновича Мальцева из Шадринской сельскохозяйственной опытной станции колхоза «Заветы Ильича» Курганской области и директора Всесоюзного НИИ зернового хозяйства Александра Ивановича Бараева, которые разработали метод безотвальной обработки почвы и применили целый комплекс разных типов орудий.
Василий Осипович и вся агрономическая служба колхоза имени XXII партсъезда во главу угла ставили борьбу с ветровой и водной эрозией почв, приносящей большой вред полям. И в Цокто-Хангиле широко применялся весь набор противоэрозийной техники, все больше и больше высевалось семян ценных и высокоурожайных сортов пшеницы, овса и ячменя. Все закладывалось в соответствии с проектами, которые разрабатывались одновременно с внутрихозяйственным землеустройством и были главной составной частью в растениеводстве. Механизаторы всех зерновых звеньев полностью перешли на раздельный метод уборки (скашивание и подбор валков). Групповым методом вели свал колосовых и обмолот валков. Причем на последней операции были задействованы самые опытные комбайнеры. Они, в целях сохранения урожая, делали все для того, чтобы зерновые в валках лежали не более 7-10 дней.
Цокто-хангильские хлеборобы сумели найти тот путь, когда почвозащитная система превратилась в широкую практику, когда в засушливые годы они получали стабильные урожаи.
Радовался Василий Осипович богатому урожаю, особенно выращенному и собранному в тяжелых погодных условиях. Но особую радость принесли годы девятой пятилетки (1970-1975 гг.). Цокто-хангильцев стали ставить в пример не только в районе, но и в округе за стопудовый урожай, о котором много лет мечтали. Еще никогда не получали столько хлеба, перевыполнили план по сдаче зерна государству. Колхоз имени XXII партсъезда был награжден памятным знаком ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС с занесением на Всесоюзную доску почета на ВДНХ СССР. В Цокто-Хангил приезжали перенимать опыт не только из хозяйств округа, но и области. Многие удивлялись: как это можно за столь короткое время на одну треть повысить производительность труда в растениеводстве, почти в пять раз снизить себестоимость центнера зерна и за один год выполнить пятилетний план сдачи хлеба государству.
На полях в 13,5 тысяч гектаров работали механизаторы десяти хозрасчетных звеньев, которыми руководили Батожаргал Бальжинимаев, Ринчин Мижитов, Цырендоржи Цыгмитов, Саган Ачиктуев, Цыренжап Ринчинов, Далай Содномжамсоев и другие. Они трудились под руководством участковых агрономов Мунко-Жаргала Тангатова, Сувора Батомункина, Цыренжапа Цырендашиева, Баира Нимаева.
Что и говорить, в нелегких условиях приходилось работать в должности начальника цеха растениеводства колхоза имени XXII партсъезда Василию Осиповичу Петрову. Порой были сложные отношения с руководителями Агинского района и округа, которые пытались критиковать его, как говорится, не по существу. Однажды на окружном агрономическом совещании прозвучал упрек за то, что цокто-хангильцы затягивают дело по внедрению в производство агрегата догойского инженера Дугарова.
В.О.Петров никогда не стремился провести сев в те сроки, как от него требовали некоторые руководители. Говорил, что в тех хозяйствах, где не придерживались этого и нарушали законы агротехники, не получали желаемого результата. Не уважал тех, кто свои просчеты и ошибки относил к капризам природы.
Как-то В.О.Петрова пригласили на заседание комитета народного контроля, где ему пришлось изрядно краснеть за брак, допущенный комбайнерами на уборке урожая.
У Петрова учились, перенимали опыт по внедрению новой технологии обработки почвы безотвальным методом. Учился и он - ездил к земледельцам Омской области, в Омский сельхозинститут.
Вспоминается торжественное собрание в цокто-хангильском Доме культуры, посвященное вручению колхозу имени XXII партсъезда переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. В перерыве Василий Осипович встретился с заместителем начальника Читинского областного управления сельского хозяйства и в разговоре, пользуясь случаем, посетовал на нехватку новейшей противоэрозийной техники, элитных семян зерновых, минеральных удобрений. Высокопоставленный областной работник заверил Петрова в том, что колхоз как опорное хозяйство области получит все по заявке. Но через несколько дней в Цокто-Хангил пришла телеграмма, в которой сообщалось: «Техники, семян и удобрений нет. Вашу заявку выполнить не можем».
В начале восьмидесятых годов заслуженный агроном РСФСР, кавалер орденов Ленина и «Знак почета» Василий Осипович Петров уехал в Омск. Здесь жили его три дочери. Раиса – кандидат сельскохозяйственных наук, с отличием закончившая местный сельхозинститут, Валентина – врач, Галина – инженер-технолог.
Петрову предоставили отдельную квартиру, и он работал в лаборатории Омского сельскохозяйственного института. Цокто-хангильцы не раз приглашали его приехать к ним, погостить, но он по состоянию здоровья не мог сделать этого. Зато с радостью встречал цокто-хангильцев, приезжавших в Омск по каким-то делам. Как-то раз колхозные механизаторы были направлены в Омскую область на заготовку и отгрузку соломы для своего хозяйства. И они первым делом навестили Василия Осиповича. Он был очень растроган, но был удивлен, когда узнал о том, что механизаторы приехали с техникой в такую даль за соломой для общественного скота.
Кавалер орденов Трудовой Славы второй и третьей степеней Батожаргал Дамдинович Бальжинимаев с горечью вспоминал, что после ухода В.О.Петрова их колхоз резко сдал свои позиции в выращивании зерновых. К примеру, в 1980 году, в благоприятном в климатическом отношении году, получили по шесть центнеров зерна с гектара, средняя урожайность по сравнению с семидесятыми годами упала почти в три раза.
Василий Осипович Петров не открыл нечто совершенно новое в растениеводстве. Нет, все это было известно и до него. Но он смог найти тот путь, когда в зоне рискованного земледелия, как называют забайкальскую землю, на полях колхоза имени XXII партсъезда из года в год получали стабильные урожаи. Он смело внедрил почвозащитную систему и считал, что его труды не пропали даром и принесли пользу. Земледельцы Цокто-Хангила являются пионерами в нашем крае по внедрению новой системы обработки почвы и своим трудом, показателями в прошлом доказали, что можно получать хорошие урожаи при любых погодных условиях. Конечно, сейчас для этого нет всех возможностей.
Б.НЕСТЕРЕНКО, п.Агинское.