Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Сквозь века и поколения

Сквозь века и поколения

29.10.2012 в 15:30 просмотров: 2710 комментариев: 0 Культура

Чтить традиции и помнить обычаи предков - эти прописные истины с молоком матери впитывает каждый бурятский ребенок. Мы решили выяснить, знает ли молодежь национальные обычаи, блюда национальной кухни и национальные орнаменты. Для этого мы провели блиц-опрос среди представителей молодежи, в котором просили респондентов ответить на следующие вопросы:

 1. Какие блюда национальной кухни Вы знаете? Умеете ли Вы их готовить, как часто готовите дома?

 2. Какие обычаи, проводимые во время свадьбы или милана (празднование первого дня рождения ребенка), Вы знаете?

 3. Знаете ли Вы значение хотя бы одного национального орнамента?

 Юлия М., 24 года, госслужащая: «Конечно же, бузы. Это блюдо должен знать каждый бурят. Бузы готовить умею, знаю все этапы приготовления. Еще знаю такие национальные блюда, как эреэлжэ и хошхоног, \рмэ, аарса. К сожалению, не умею готовить эти блюда, но знаю, что они очень вкусные.

 Я не один раз присутствовала на свадьбах и миланах. Могу сказать, что свадьбы сейчас проводятся не только по национальным обычаям, так как часть традиций позаимствована у русских свадеб. С точностью могу сказать о девичнике. В день свадьбы родственники со стороны невесты проводят девичник и провожают невесту на сторону мужа и после второго перерыва на свадьбе должны оставить невесту у стороны жениха и уехать, включая даже родителей. Также знаю, что жениха и невесту встречают молочной едой. Перед свадьбой обязательно делают хадак - это знакомство родителей жениха и невесты, считается, что после хадака молодые уже семья. Еще один интересный обычай - это когда заправляют кровать молодоженам: в доме у жениха собираются родственники, а со стороны невесты несколько женщин, и начинается обряд застилания кровати, но, к сожалению, я не могу с точностью и достоверно рассказать, как он проводится, так как я о нем только слышала, сама ни разу не присутствовала.

 На миланах традиция - срезание волос у ребенка, также обязательно все присутствующие должны сказать уреэлы - это благопожелания ребенку и их родителям. Ну и, конечно, проведение самого милана - это также традиция.

 К своему стыду, я не знаю значения национальных орнаментов, но могу назвать один - это узел счастья. Приносит удачу и счастье, его рисуют на сундуках, на стенах в дацане, в книгах».

 Арсалан А., 26 лет, студент Агинского медицинского колледжа: 

 «Среди блюд национальной кухни я знаю бузы, хошхоног. Готовить умею только бузы, а все остальное дома готовит жена. Обычно мы готовим такие блюда на праздники. На свадьбе национальный обычай – воровать невесту, собирать деньги, ставить хадак. Сам нередко бывал на таких мероприятиях и не понаслышке знаю, что это такое.

  К сожалению, не знаю обозначения ни одного орнамента, к своему стыду».

 Алдар Б., 25 лет, студент Агинской Буддийской академии:

 «Наверное,  все знают это блюдо – бузы, еще я знаю урмэ – это творог, черемуха, можно добавить пряники, изюм – очень вкусное десертное блюдо, бухэлеэр – мясо, вареное в  бульоне с картофелем. Конечно, я умею готовить любое из этих блюд. Дома готовим такие блюда довольно часто, зависит от настроения. На свадьбы и миланы есть много обычаев и традиций, один из них – ставить хадак. Родители жениха (без жениха) едут к родителям невесты – назначают дату свадьбы. С собой они привозят хадак и просят руки невесты не у ее родителей, а у ее предков. Знаю орнамент, символизирующий вечность, – его рисуют на сундуке, который достается невесте на свадьбе в качестве приданого. Орнамент в данном случае символизирует бесконечное богатство, которое приносит с собой невеста в новый дом. Богатство – это счастье, добро, дети, внуки, а не материальные блага».

 Арюна Л., 22 года, продавец в продуктовом магазине:

 «Бузы, хирмаса, хошхоног, кровяная колбаса, бухэлеэр, урмэ – я знаю много блюд, но сказать, как они готовятся или из чего состоят, не могу. Дома чаще всего готовим, конечно же, бузы, бухэлеэр. На свадьбе есть такой обычай, по-бурятски он называется унтари заhалга, – это застилание различными покрывалами и одеялами кровати, которая предназначается молодоженам. Каждый застилающий должен сказать какое-нибудь пожелание. Также на свадьбе бывает кража невесты. На миланах, кроме подстригания волос у ребенка, больше ничего не знаю. Про бурятские орнаменты я читала, но, к сожалению, уже забыла, сейчас ничего вспомнить не смогу».

 Как видно из опроса, молодежь знает национальные блюда, но только те, которые у всех «на слуху». Что же касается той пищи, которую употребляли наши далекие предки, возможно, помнят лишь старики. Также обстоят дела и с национальными обрядами, которые проводятся на свадьбах и на первом дне рождения ребенка (милане). Молодые люди смогли назвать два-три обряда из общего количества, да и свадьбы уже не проводятся только по национальным обычаям – проявляется смешение культур. Национальные орнаменты являются большой тайной для нашей молодежи. Несмотря на то, что они окружают нас повсюду (на национальной одежде, книгах, мебели, на стенах дацанов), мы не можем сказать, как они называются, что значат и почему их рисуют именно там, где они нарисованы.

 Постараемся восполнить эти проблемы в следующих заметках.

                      М.ЧЕРНЕЦОВА, п.Агинское.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES