Главная » 2021 » Ноябрь » 1 » Сказание о Нарыме

Сказание о Нарыме

01.11.2021 в 09:14 просмотров: 790 комментариев: 0 Власть и общество

На севере Томской области есть место – одно из самых трудных и сложных для жизни человека. Огромная болотистая территория, политая потом и кровью на протяжении многих лет еще с царских времен политкаторжан и ссыльных крестьян и на заре советской власти. Сегодня здесь царит тишина, удивлявшая тех, кто валил лес, обрабатывал землю под посевы в молодости. Называется это место Нарымом. 

На первый взгляд, Нарымский край выглядит как чудо природы, кругом неимоверная красота окружающего ландшафта. В то же время дороги, вдрызг растерзанные, в низинах залитые водой. До следующего пункта ни доехать, ни доплыть, ни дойти. В райцентре Бакчар (бывшее с.Селиваново) унылая, безжизненная картина для приезжего, а для местных жителей – обычная среда обитания. Я был в этих местах с матерью, которая была арестована в возрасте 15 лет как «враг народа». Прошли тем же маршрутом, каким проходили наши земляки летом 1933 года.
В этой поездке я не искал справедливости, не добивался правды, не хотелось «жареного». Мне важно было посмотреть эти места глазами своей мамы Янжимы Цыбеновой из Цаган-Оля, потомка известного рода Тумаевых из Урдо-Аги, поклониться праху своих предков, помянуть всех безвинно убиенных наших земляков. Их было много, точное количество ссыльных бурят вряд ли можем установить сегодня. Но постараюсь назвать поименно хотя бы некоторых из них, известных в нашей семье. В первую очередь мама вспоминала Андана Амоголонова, Сындыму Нимаеву, Бальжира Балданова из Ортуя, Жугдура Бадмаева, Дару Золтоева, Галсана Эрдыниева с семьями из Хойто-Аги, Арандала Тарбаева, Дылыка Очирова, Жигмита Цыбикова из Судунтуя, Долгор Батуеву, Будажап Дамбаева из Зуткулея, Норбо Гончикова из Цаган-Оля, Ринчина Жамбалова с семьей из десяти человек из Уроная, Дылгыра Чимитдоржиева с его сестрой Галин-Дыбэ из Чиндалея и т.д. 
Если бы не она, хранитель памяти о тех страдальцах, эта история утонула бы в печальной статистике тех репрессий. Тогда не принято было говорить об этом. Перед событиями, о которых я рассказываю, все эти люди жили тихо-мирно в агинских степях и не знали, что у них впереди, какую цену заплатят. Погибли там почти все, выжили единицы.
И вот спустя 70 лет после Нарымской каторги у нас с мамой появилась мысль собраться и поехать на место событий – в Бакчар. Тогда ей было 86 лет. Так и началась наша непростая поездка. На первый взгляд, кажется так, сел в поезд, приехал, посмотрел, что-то увидел, узнал и уехал. Нет, это новый этап жизни, трудные воспоминания, новые эмоции. Причем те, которые давным-давно забыты, где-то лежали в душе до поры, до времени. Непередаваемые чувства, навряд ли кто-то может их описать. Многие не понимали, зачем она туда едет? Почему хотела, сложно объяснить. Сама говорила, что бы ни делала, все равно мысль возвращала ее в те места, воспоминания о родных непременно приходят. Конечно, эта поездка не была туристической. В первые сутки мама находилась в прострации. Она пыталась вспомнить, какие они были тогда, во время ссылки. Смотрела на места обитания, где была 70 лет назад, уже другими глазами. Вдыхала сибирский воздух, ловила взгляды прохожих и сравнивала свои ощущения с теми чувствами, которые оставались в памяти после ссылки. Она была больна ностальгией, в тупике, не могла вернуться назад, в прошлое. После пика переживаний ностальгия ушла, отпустила, чтобы окончательно вернуться к нормальной жизни, хоть и через столько лет спустя.
Очень важный момент – уважительное отношение местных к нам. Люди в Нарыме хорошо помнят, что хорошего сделали ссыльные в их крае. На удивление, мама хорошо помнила все, каждый поворот дорог, рек и речушек, названия местности и населенных пунктов. Все эти годы мама жила воспоминаниями о Нарыме: это все, юность, вся жизнь, можно сказать. Книга жизни, через нее она видела все остальное. Она видит людей, кто они, какие они, безошибочно распознавала их. Ссыльные, даже умирая далеко от Родины, оставались людьми, помогали друг другу, не теряли человеческий облик. Через много - много лет спустя мама вернулась на могилу предков, чтобы известить их, что мы теперь не враги народа, правда восторжествовала. Оставшиеся в живых дали новую жизнь, новое потомство. Жизнь продолжается, за что ей большое спасибо.   

М-Б.Нимаев, г.Чита.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES