Символ неба с поклоном преподношу…
Издавна к хадаку относились как к главному подношению. Старейшинам, родителям, почетным гостям в дни торжества дарят синий хадак. Вывешивают его также на священных, сакральных местах. Кстати, слово «хадак» не переводится на русский язык. Это и не шарф, и не широкая длинная лента.
В старину, когда гость посещал дом в первый раз, ему подносили пиалу с белой пищей на шелковом хадаке. При этом края должны быть обращены к гостю, потому что все благие пожелания, символы которых вытканы на хадаке, направлены к нему. Принимающий берет хадак обеими руками (знак уважения к подносящему), затем правой рукой перекидывает хадак на кисть руки так, чтобы раскрытый край хадака был обращен к подающему. Во время Сагаалгана дарят друг другу синие хадаки. В этот день вся молодежь приходит к старшим (деду, бабушке, отцу, матери) и поздравляет их с Новым годом, желает доброго здоровья и счастья, непременно преподносит им в первую очередь хадак с чашкой молока - это символизирует долголетие и счастье в жизни.
Особое значение имеет хадак в буддизме. Он символизирует универсальный дар, гостеприимство, бескорыстие и чистые помыслы дарящего, является выражением почтения, приветствия, благих пожеланий. Хадак также преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Он преподносится людям, чьей помощью хотят заручиться.
Буряты и монголы предпочитают синий хадак. Изначально этот цвет олицетворял Вечное Синее небо. В Тибете принято дарить хадак белого цвета, иногда с буддийскими символами. В Китае буддисты дарят друг другу желтые хадаки. Особое место занимают подношения хадака божествам в дацанах, на молебнах.
Обратная сторона подношений
В последнее время отмечается большой поток паломников на священную гору Алханай. По пути гороо верующие привязывают хадаки и разноцветные ленточки (зурам).
Осенью прошлого года инициативная группа «Намнанай багша» организовала санитарную очистку тропы паломников. На субботник выехали Агинская школа РОСТО ДОСААФ, клуб внедорожников Аги «Мустанг». Вместе с ними также поехали ламы и хувараки дацана. За один день вывезли на грузовике «Урал» почти полный кузов только хадаков и ленточек.
Об обратной стороне такого подношения нам рассказал лама Агинского дацана Батор Димчиков: «Перевязанная хадаком кора дерева не имеет доступа к живительным сокам, и деревья погибают. Спрашивается: где же тут благодетель - буян? Часто хадаки завязаны где попало, на каждой возвышенности, кочке, на каждом привале. Если уж взялись делать подношения, то делайте это осознанно. Вот мне достаточно один раз поднести хадак и возжечь зула (лампадку) перед выходом на гороо в Дэмчог дугане». Волонтеры вместе с ламами могут время от времени собирать хадаки и сжигать (хадагуудые хайлуулха). Об этом говорит художник, краевед, житель села Цугол Бальжинима Цыренов. А для подношений соорудить специальные «оградки» для хадаков у святых мест.
В Монголии года три назад перестали подносить синие хадаки на обоо и других сакральных местах. Связывая это с тем, что многочисленные хадаки разносит ветром, по ним ходит скот, проезжают машины.
В продолжение темы хочется затронуть вопрос о тропах на источнике Алханай. Многие заметили у края тропинок нагромождения камней. Тропа чистая, так нет, поднимают камушек и кладут рядом. Все хорошо, раньше ведь паломников было очень мало, и тропинки заваливались сухими ветками и камнями. Но сейчас на источнике одновременно пребывают тысячи туристов. Если каждый из них будет «очищать» тропу, то она скоро превратится в канаву.
Национальный парк «Алханай», организация «Алхана тур», общественность, все, кому небезразличен Алханай, стараются сделать все для улучшения экологии на Алханае. Нам же, паломникам, нужно чутко и бережно относиться к природе на священной горе.
Сергей Доржиев.