Сильные женщины агинской степи
В суете современного мира мы живем молниеносно, быстро, часто забывая о том, кто мы есть и кто творил до нас. А это страшно. Ведь человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нем мудрости, обречен на новые ошибки.
Живые лица нашей агинской истории... Кто удивлял и поражал наших предков, помогал жить в здравии и трудах? За более чем двухсотлетнюю историю нашего поселка много было ярких личностей. являющихся примером для нас. В первой четверти XX века заметно возрастает социальная активность женского населения Аги, которое все более включается в общественную жизнь. В это время, как известно, развертывается деятельность первых бурятских женщин - медиков и педагогов. Достоверно известны имена лишь некоторых из них: - это акушерка Варвара Вампилова и учительница Жалма Жамцарано, трудившиеся в Агинском ведомстве.
Учительница, большевичка, артистка, журналистка
Жалма Жамцарано родилась в 1900 году в одном из сел левобережья Онона в семье бедняков. Позже семья переехала в селение Агинское Агинской степной думы, жила по Наклонной улице (ныне - район мемориала «Слава»). Тогда в селении проживали всего несколько бурятских семей. В силу природной сметливости, подсаживаясь к ученикам приходской школы, где мама работала уборщицей, Жалме удалось выучиться грамоте. В те времена грамотность населения забайкальских бурят составляла 8,4 проц. Местные женщины были неграмотны. В 1916 году Жалма окончила Агинское городское четырехклассное училище. В то время это было неслыханным явлением и вызывало удивление. Дочь бедняков становится толмачом-переводчиком у деловых людей, торговцев, родовых глав, переписчиком деловых прошений. С 1918 года она успешно обучалась и окончила двухгодичные учительские курсы и стала первой женщиной в истории агинских бурят, получившей свидетельство учительницы. Жалма Жамцарано с 1920 по 1925 годы работала учителем, первые годы в Цаган-Ольской школе, позже и в самом селении Агинское. Она вступила в активную борьбу по ликвидации неграмотности среди населения: организовывала пункты ликбеза, вела среди молодежи просветительскую работу. Она стала первой женщиной-постановщиком пьес на родном языке, талантливо играла главные женские роли, что восхищало зрителей. Пьесы земляков-просветителей Б.Барадийна, Д.Р. Намжилона, Ж.Батоцыренова пользовались широкой популярностью у народа.
Жалма была первая во всем: активистка-комсомолка, высокая, стройная, в неизменной черной кожаной куртке и красной косынке. Она часто выступала на улусных сходах, аймачных конференциях за раскрепощение женщин, что тоже было новым явлением. В 1927 году в селении была организована передвижная красная юрта, одна из лучших в Бурят-Монгольской АССР. Позже она была преобразована в Дом бурятки, деятельностью которого руководила А.Д.Далбаева. В эти же годы создавались кассы взаимопомощи для женщин-матерей.
В 1927 году Жалма Жамсарановна первой из буряток стала членом ВКП(б). В последующие годы она неустанно трудилась, куда бы ни направляла ее партия.
Жалма со своим мужем Михаилом Пилуновым были на редкость красивой парой, у них рос сын. Впоследствии, переехав в Бурятию, она работала учительницей в Кяхте, Селендуме, преподавала в советско-монгольской школе и на Монголрабфаке, в Совпартшколе в Улан- Удэ. С 1933 по 1937 годы работала в газете «Буряад-Монголой унэн» заведующей сельскохозяйственным отделом.
В 1937-1938 годах были арестованы многие сотрудники редакции по клеветническим обвинениям в контрреволюционной деятельности, в участии в националистическом панмонголистском движении. В их числе была Жалма Жамцарано. В сентябре 1937 года арестовали и ее мужа - Михаила Мироновича Пилунова, председателя республиканского Буркоопсоюза, впоследствии погибшего в застенках ГУЛАГа.
Сын Цыдып, исключенный из комсомола, из школьных кружков, а после и из университета, как сын «врагов народа», скитался по чужим углам и умер от тяжелой болезни накануне войны…
Около 15 лет Жалме Жамсарановне было суждено провести в лагерях и тюрьмах ГУЛАГа. В огромной серой массе людей в полуистлевших тюремных робах, голодных, грязных, представляется светлый образ Жалмы, замученной истязаниями, издевательствами следователей и надзирателей, невинно осужденной бурятки, но не сломленной духом. Дважды она подвергалась репрессиям, но какая-то невидимая сила чудом сохраняла ее. После разоблачения Берии в 1954 году Жалма Жамсарановна наконец-то смогла вернуться на родину, в Агу, где жила ее мать. Она стала работать воспитателем в школе-интернате. Судьба отмерила нашей героине 95 лет жизни, и никто никогда не слышал, чтобы она жаловалась. И такая она не одна в нашей истории…
В 1969 году она написала статью «Октябрь пробудил агинские степи» для сборника «Женщины Советской Бурятии», в которой ни строчки о том, как с ней несправедливо обошлись, как сломали ей жизнь…
Жалму Жамцарано-Пилунову полностью реабилитировали в 1956 году. Читинский обком КПСС восстановил ее членство в партии. На ее груди среди других почетных наград был знак «50 лет в КПСС». В 1960 году она стала персональным пенсионером РСФСР. Жалма Жамсарановна никогда не теряла связи с родной Агой. Писала статьи по истории аймака, о первых школах, женском движении.
Первая фельдшер-акушерка Аги Варвара (Долгор) Вампилова родилась в селе Кутулик Аларского ведомства Иркутской губернии в 1888 году в многодетной семье. Закончила начальную школу. Чтобы поступить в Иркутскую центральную фельдшерско- акушерскую школу, ей пришлось приложить неимоверные усилия и настойчивость. Благодаря своему упорству и целеустремленности В.В.Вампилова в 1908 году получила желанный документ и стала первой буряткой с европейским фельдшерским образованием. Ее братья Баярто и Роман учились в Иркутской учительской семинарии вместе с Цыбеном Жамцарано, были друзьями. Цыбен часто навещал их семью и братьев. Между Варей и Цыбеном завязалась романтическая история. В 20 лет, приняв для себя и своих близких смелое решение, В.В.Вампилова, будучи уже квалифицированным медиком, прибыла в Агу - родные края своего суженого. Бичом степных жителей тогда являлись частые вспышки инфекционных болезней, детская смертность, антисанитария. Больные обращались в большинстве случаев к ламам, реже - к шаманам, а то и просто к степным знахарям, костоправам, массажистам, травникам… С первых шагов своей профессиональной деятельности она вела пристальные наблюдения за жизнью и бытом агинцев, выявляла лечебные традиции степного края. В работе и общении с людьми ей приходилось проявлять немало терпения, настойчивости, такта, чтобы степные жители уверовали в силу официальной медицины, обращались за медицинской помощью в лечебное учреждение. В конечном счете, она за сравнительно небольшой период добилась поразительных для того времени результатов. Благодаря ее инициативе и предприимчивости был создан первый в Аге фельдшерский пункт. Ею была установлена деловая связь с врачебным отделением Забайкальского областного правления, вследствие чего начали решаться вопросы лекарственного обеспечения и проведения среди степняков санитарно-профилактических мероприятий. Молодую акушерку Аги стали признавать чиновники областного ведомства из Читы, о ее лечебной работе заговорили местные газеты и журналы. Именно здесь, среди агинских бурят, Варвара Владимировна состоялась как дипломированный врачеватель, первая акушерка агинской степи, заведующая медицинским учреждением в Аге. После трех лет лечебной практики в нелегких условиях кочевого быта В.В.Вампилова осенью 1913 года уехала в далекий Санкт-Петербург. «В знак признания ее заслуг Агинское и Цугольское инородческие общества на соединенном цуглане решили в течение трех лет обеспечивать ее стипендией в 420 рублей в год с тем, чтобы она расширила свои познания в европейской медицине».
Она поступила для продолжения своего медицинского образования на высшие, тогда очень популярные среди интеллигенции и молодежи, курсы Лесгафта. Одновременно она посещала курсы клинического повивально-гинекологического института (проф. Отто). Благодаря близким связям и авторитету, которыми пользовались в научных кругах Цыбен Жамцарано, его близкий друг и земляк Базар Барадийн, Варвара Владимировна легко вошла в круг ученых-востоковедов столицы. Под их благотворным влиянием она уже сама тяготела к науке, много времени уделяла изучению педагогики, строила на будущее планы педагогической деятельности. Обладая солидным багажом знаний об этнографии аларских и агинских бурят, имея за своими плечами немалый опыт наблюдения за практикой бурятской народной медицины, а вместе с тем и некоторыми особенностями тибетского врачевания, В.Вампилова оказалась очень востребованной в кругу столичных востоковедов. Она передала собранный в Аге ценнейший материал в комиссию по изучению Сибири, одновременно читала рефераты в этнографической секции этой комиссии. Кроме того, стало известно, что «прибывшая из Забайкалья бурятка Вампилова обладает прекрасными голосом и слухом, любит петь и хорошо запоминает мелодии». Так, А.Д.Рудневу, изучавшему музыкальную этнографию и работавшему по этой теме в Императорском Русском географическом обществе, весной 1913 года при содействии известного специалиста, приват-доцента В.Л.Щербы удалось «записать с ее голоса 36 бурятских песен, многократно проверенных фортепианным исполнением и запечатленных в ее же исполнении на фонографе кабинета экспериментальной фонетики университета». Коллега и наставник Ц. Жамцарано по Петербургскому университету А.Д.Руднев, хорошо принявший и опекавший Варвару в период ее учебы в столице, немного позднее дал ей следующую оценку: «Это был человек необычайно интеллигентный, прекрасный товарищ, всей душой предававшийся интересам своей родины и своего народа, болевший душой за его интересы». Варвара Вампилова вернулась в Агу. Можно представить, какую радость испытывали благодарные агинцы с ее возвращением.
Известно, что Ц.Жамцарано с конца 1911 года работал по приглашению правительства Монголии в Урге. Разумеется, время от времени он, несмотря на занятость, посещал родную Агу, навещал своих родных. На одной из долгожданных своих встреч в Аге Цыбен Жамцарано и прибывшая из столицы Варвара Вампилова приняли решение жить вместе. Хорошо знавший обоих Решетов по этому случаю замечал: «Безусловно, помимо сильного чувства взаимной любви молодых людей связывали и общие интересы служения народу». Варвара Владимировна недолго прожила на родине своего мужа, занимаясь лечебными делами. В конце 1914 года в Урге - столице Внешней Монголии, где жил и работал ее муж, вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Варвара Владимировна без раздумий отправилась туда. Оказавшись в Монголии, она бросила все свои силы и знания на борьбу со страшным недугом. Заразившись тифом, она лечилась в больнице, но не выжила.
Всего год В.В.Вампилова была супругой Ц.Жамцарано, оставив глубокий и яркий след в его душе: он долго не мог забыть ее. Известна трогательная история о золотом кольце с бриллиантом и медицинским символом. По свидетельству Анны Даниловны Абашеевой, внучатой племянницы В.В.Вампиловой, оно было подарено Цыбеном Жамцарано своей невесте во время их бракосочетания. В один из критических дней тяжело больная, к тому же беременная, Варвара Владимировна вызвала к себе родную сестру Анну Владимировну, жившую тогда с семьей в Урге, и передала ей кольцо со словами: «Возьми и береги это колечко. Когда же твоя дочь станет врачом, подари ей нашу семейную реликвию». Племянница Анна Даниловна, известная в Бурятии хирург, достойно несла фамильную эстафету, драгоценное завещание своей отважной тети.
В настоящее время в роду Вампиловых более десяти с лишним врачей продолжают дело Варвары Владимировны Вампиловой.
Об этих женщинах, чьи имена и фамилии озвучены здесь, можно сказать так: «Сильные люди, чьи сердца видели больше, чем глаза большинства из окружающих».
Ц.Чимитцыренова,
председатель Совета
женщин «Агинчанка».
Фото предоставлены автором.