Широкий спектр государственных услуг оказывают в Дульдургинском Центре занятости населения
Директор Центра занятости населения Дульдургинского района Батожаргал Гончиков работает почти с самого его основания. Сегодня он вспоминает, как это было, и рассказывает, как работает Дульдургинский Центр занятости населения.
- Батожаргал Гомбоевич, напомните нам историю становления службы занятости в Дульдургинском районе.
- Я пришел в службу занятости Дульдургинского района в 1994 году. Тогда это было бюро занятости. Весь коллектив - два человека: заведующий и специалист. Мы занимали один кабинет в администрации района.
Тогда понятие безработицы имело пространный характер. Обвальной безработицы, когда без работы оказалось бы 100-200 человек, не было, коллективные хозяйства, сельские и промышленные предприятия работали, хотя уже и начались проблемы в финансовом отношении. На учете состояло всего 10-12 безработных граждан. Одним было стыдно обращаться в бюро занятости, а другие просто не знали, для чего обращаться к нам.
Каждое предприятие отчисляло полтора процента в фонд занятости населения наряду с Пенсионным фондом и фондом социального страхования. Эти средства консолидировались в отделе занятости населения Агинского Бурятского автономного округа и направлялись по районам.
В конце 94-го в организациях, особенно бюджетной сферы, начались сокращения штатов, задержки выплаты заработной платы работающему населению, и наших клиентов стало более пятидесяти человек. Людям некуда было идти. Такая ситуация была не только в Дульдургинском районе, но и по всей стране. С этого бюро и началось становление Центра занятости населения в Дульдургинском районе.
- С какими проблемами Вы тогда столкнулись?
- Было сложно. Я не знал, о чем я буду говорить с людьми, и вообще – что такое безработица. Легко было в том плане, что поддержка была со стороны окружного отдела занятости населения и со стороны Администрации округа.
В то время была развита натуроплата, когда вместо денег зарплату выдавали продуктами питания. Ведь продукция была, а реализовать ее было некуда. И нам также приходилось собирать фонд оплаты пособий разными методами, в том числе картофелем, капустой, мясом и другими продуктами.
Даже пособия безработным приходилось выплачивать таким образом.
- Куда трудоустраивали безработных?
- Ездили по организациям, как могли, так и трудоустраивали. Сложно было в том плане, что работодатели бюджетных сфер тогда не имели возможности выплачивать зарплату даже своим работникам.
- Сколько сегодня у Вас безработных?
- На данный момент на учете более трехсот безработных. Но количество безработных – это такое число, которое постоянно меняется.
Мы не только регистрируем официально обратившихся безработных, но и оказываем различные государственные услуги – направляем на профессиональное обучение, на общественные работы по сельским поселениям и хозяйствам, где они работают на благоустройстве и санитарной очистке сел.
- Я помню, Вы как-то сказали, что безработный - это человек, активно ищущий работу. Сегодня безработные стремятся трудоустроиться или просто хотят получать пособие?
- Мы часто проводим мониторинг для выявления людей, которые хотят работать, и тех, кто абсолютно потерял мотивацию к труду. Это очень сложно. Когда мы принимаем человека на учет, мы выявляем у него стремления, выясняем, для чего он обратился к нам. Некоторые хотят получить определенное профессиональное образование – водителя, бульдозериста, сварщика. А есть и испытывающие трудности в поиске работы – инвалиды, женщины, имеющие более трех детей, а также лица, освободившиеся из исправительных колоний. Действительно, зарегистрировавшиеся в Центре занятости – это люди, которые активно ищут работу и готовы к любой.
- Центр занятости сегодня оказывает широкий спектр государственных услуг…
- Мы работаем с разным населением – от четырнадцати лет и до пенсионного возраста.
Некоторые безработные рассчитывают на досрочное оформление пенсии. По закону за два года до наступления государственной пенсии по возрасту – в 58 лет для мужчин и в 53 года для женщин, если мы не можем предоставить подходящего места работы, мы имеем право предложить досрочную пенсию, которую до наступления пенсионного возраста выплачивает Государственная служба занятости населения РФ.
Более тридцати человек в Дульдургинском районе уже воспользовались такой возможностью.
- Сколько человек нашли работу через Центр занятости Дульдургинского района?
- На данный момент уровень трудоустройства составляет двадцать пять процентов. Этот показатель говорит о том, что мы должны активнее работать с работодателями для выявления вакансий. В Дульдургинском районе нет крупных предприятий, и мы опираемся чаще всего на средний и малый бизнес. Самое главное для нас - организация самозанятости населения, которую мы осуществляем по краевой целевой программе «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда».
Сегодня очень востребованы рабочие специальности бульдозериста, крановщика, водителя большегрузных автомашин. Обучившись, молодые люди едут работать вахтовым методом в Якутск, Хабаровск, Красноярск. Также на базе Могойтуйского агроколледжа готовим специалистов для сельского хозяйства округа.
- Какова Ваша задача, как директора Центра занятости района?
- Работа директора многогранна. Прежде всего, возглавляемый коллектив должен быть мобильным, способным выполнять любые задачи, грамотным в законодательстве и передовых технологиях, современно мыслящим.
Обязательным пунктом моих обязанностей я считаю взаимодействие с местным самоуправлением, сельскими поселениями и, конечно, с безработными.
У нас в коллективе десять человек, все с высшим образованием, высококлассные специалисты. Трое работают более десяти лет, остальные – более пяти.
Тот факт, что три года подряд, начиная с 2009 года, мы в своей номинации занимали вторые места в краевом рейтинге, говорит о том, что уровень подготовки специалистов Службы занятости всего Агинского округа очень высокий.
- Есть ли перспективы у Службы занятости в России?
- Хотя статистика и говорит о том, что официальная безработица снижается, в любом случае, без поднятия производственной сферы и экономики страны, без развития среднего и малого бизнеса побороть безработицу невозможно. Рыночная экономика вообще без безработицы не может существовать, определенный процент безработных будет всегда.
На данный момент выделяется достаточно средств для того, чтобы мы реализовывали активную политику занятости населения. А наша главная задача – эффективное использование выделенных средств и качественное оказание государственных услуг.
Цыпелма НАНЗАТОВА.