Северо-восточные врата Агинского округа
Каждый из нас хоть раз в своей жизни совершал поездку в вагоне поезда по железной дороге, с мерным постукиванием колес о рельсы, глядя из окна на проплывающий мимо деревенский или урбанистический пейзаж. Многие с любопытством рассматривали в минуты стоянки станцию, на которой остановился состав.
По территории нашего округа в свое время была проложена широкая колея, став частью грандиозного замысла государственного деятеля Российской империи Сергея Юльевича Витте по связыванию разных концов огромной страны – Запада с Востоком – Транссиба или Транссибирской магистрали.
В ходе освоения новых территорий с их последующим заселением и развитием возникали новые населенные пункты – станции и полустанки, с которыми простой люд связывал свою дальнейшую судьбу, оставаясь здесь жить, заводя семьи и детей. Так в свое время, в начале XX столетия возникла и станция Бурятская, получившая свое название от проживающего местного населения – бурят, которые тоже приняли активное участие в строительстве и дальнейшем продолжении железной дороги к Тихому океану.
Станция эта являющаяся северо-восточными вратами Агинского округа встретила нас февральским утром холодным «цыганским» солнцем, которое светит, но не греет, и нудно задувавшим ветром.
Отогрелись мы только в рабочем кабинете начальника станции Н.М.Попова, который рассказал нам о работе подведомственного ему участка железного пути.
- Николай Мефодьевич, расскажите немного о себе, как пришли в эту профессию?
- Родился я в поселке Первомайский Шилкинского района. В 1968 году моего отца Мефодия Матвеевича перевели на работу в СПТУ-23. Детство, юность и молодость я провел в поселке Могойтуй. В 1979 году в районном военкомате предложили продолжить учебу в железнодорожном техникуме в городе Чита, по окончании которого в 1982 году был призван в ряды Советской армии. Служил в поселке Загорск возле Улан-Удэ, в железнодорожных войсках. После демобилизации поступил в Хабаровский институт железнодорожного транспорта на специальность «Инженер путей сообщения – организация процесса перевозок». В 1987 году, окончив вуз, начал работу на «железке» с самых «низов» – монтера пути. С 1991 по 1993 годы работал начальником станции Могойтуй. Следующие десять лет – до 2003 года – ревизором движения, контролируя работу персонала станции. 12 октября 2012 года заступил на должность начальника станции Бурятская.
- Расскажите о подведомственной Вам станции?
- Сразу стоит отметить, что наша станция V класса не является транзитной или погрузочной, но, тем не менее, играет большую роль в связи с расположением на перевалочном участке «Мир», через который осуществляется пропуск поездов как четного, так и нечетного направления грузовых и пассажирских поездов. Нужно указать и социальную составляющую жизнедеятельности станции для местного населения – дает работу, что очень важно в наше время. Из 128 человек взрослого населения 37 трудятся на станции.
- К чему сводится Ваша роль в качестве начальника железнодорожного пункта?
- Начальник станции является руководителем в оперативном подчинении-координации.
Подчиняются все службы, располагающиеся здесь, а именно, путейцы в количестве 26 человек и ответственные за обслуживание и ремонт путей двух участков станции Седловая - станции Бурятская с расстоянием в 36 километров. В подчинении находится тягловая подстанция со штатом в шесть работников, обеспечивающая подачу электроэнергии в контактную сеть участка станция Карымская - станция Булак. Также в моем подчинении - механики СЦБ (систем централизации и блокировки) – два человека, обслуживающие светофоры и системы оповещения.
- Какой пассажиро- и грузопоток проходит через Вашу станцию?
- Грузовых в день проходит 27 поездов и четыре пассажиропотока – по два пригородных и пассажирских поезда.
- Как Вы оцениваете текущее состояние работы станции и дальнейшую перспективу развития?
- Ремонт путей производится своевременно, безопасность движения поездов и перевозка грузов и пассажиров, а также охрана жизни и здоровья обеспечивается на сто процентов. Касательно перспектив, то мы как были станцией пропуска, так ею и останемся. Можно лишь добавить, что в связи с запуском Быстринского ГОКа через нас увеличится грузопоток, возрастет нагрузка. Но на ходе нашей работы она никак не скажется. Если сравнивать с 2000-ми годами, то наблюдается снижение интенсивности движения с увеличением длины составов поездов. Если раньше формировали 56 вагонов, то сейчас - 74. Отсюда нужно отметить и еще одно - важность нашей станции, заключающуюся в том, что со станции Адриановка поезда движутся с углом наклона 17,4 тысячных на один километр, что в общем дает 17,4 метра подъема – перевал. Поэтому начиная оттуда, локомотив-толкач помогает подниматься составам на перевале, минуя который толкач отцепляется у нас.
- Как у Вас обстановка со спортивной жизнью? Ведь поддержание хорошего рабочего состояния идет через занятия спортом.
- Я, как начальник, поощряю и поддерживаю стремление, желание своих подчиненных заниматься спортом. Сам принимаю участие в соревнованиях, по мере возможности. Наши ребята активно состязаются во внутриведомственных соревнованиях на первенство «Локомотива», например, в гиревом спорте или баскетболе на кубок начальника железной дороги. Не оставляем без внимания и различные районные первенства.
- Какие мероприятия по развитию запланированы на Вашей станции в нынешнем году?
- Будет продолжена работа по благоустройству и облагораживанию всех переездов по приказу начальника ЗабЖД – их асфальтирование. Из запланированных мероприятий районного масштаба и выходящих за рамки нашей компетенции надеемся на благополучное разрешение вопроса со строительством железобетонного моста через реку Могойтуйку. Проектно-сметная документация уже вошла в региональную программу. Данный мост жизненно необходим, он позволит увеличить приезд жителей округа, облегчить их безопасный переезд, проезд, доступ в профилакторий «Зымка». Все эти начинания помогут и развитию нашей станции.
- Спасибо за беседу.
Зорикто Олзоев.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.