Главная » 2023 » Июнь » 17 » Сергей Намсараев - властитель дум

Сергей Намсараев - властитель дум

17.06.2023 в 10:10 просмотров: 394 комментариев: 0 Образование

Сергей Дашинимаевич Намсараев (на снимке) - ученый, доктор педагогических наук, профессор, член Российской академии социальных наук и Международной академии информатизации, заслуженный учитель РФ, заслуженный работник образования Агинского Бурятского автономного округа. На протяжении многих лет он входил в состав специализированного диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Бурятском государственном университете. Его вклад в развитие науки, образования, общественной жизни республики был отмечен государством. Он- кавалер ордена Почета, был награжден золотой медалью Российского фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность» и медалями Монголии.

На просторах раздольной и ковыльной агинской степи, усыпанной изумрудной росой и красками бархатной зелени и цветов, 19 июня 1953 года родился мальчик. Он рос смышленым и трудолюбивым, целеустремленным и настойчивым. Его сильный характер, сформировавшийся с самого детства и закаленный в труде, позволил ему не бояться трудностей. Стремление к познанию и умение действовать помогли Сергею быть лидером: в годы учебы в Бурятском педагогическом институте им.Д.Банзарова, в организации многочисленных строительных студенческих отрядов республики, в годы учебы в аспирантуре в НИИ общей педагогики АПН СССР у академика Петра Родионовича Атутова. Лидерские качества Сергея Дашинимаевича остаются и во время его работы старшим преподавателем, доцентом, деканом индустриально-педагогического факультета родного института, консультантом по вопросам образования и науки обкома КПСС, министром народного образования Бурятский АССР, после – министром образования и науки Республики Бурятия. 
Он был большим тружеником, при этом рядом с ним были мудрые наставники в лице его родителей, учителей, старших товарищей. От них он перенял уроки народной мудрости, которые помогали на протяжении всей его жизни. Здесь, на наш взгляд, уместно выражение из древнекитайской книги «Гуань-Инь-Цзы» о том, что «естественный рост вещей нельзя остановить ни на миг. Обыкновенные люди видят то, что проявилось, но не могут заметить скрытого. Достойные люди видят сокрытое, но не умеют довериться переменам. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном». Именно мудрость помогала Сергею Дашинимаевичу в любых жизненных обстоятельствах постигать истину, следуя именно истине, быть стратегом, принимая управленческие решения, понимать, принимать ценности, смысл окружающих, общества и государства.
Природные способности, трудолюбие и, безусловно, талант Сергея Дашинимаевича проявились в сфере государственной, политической и общественной деятельности как одного из основателей ведущей партии страны у нас в регионе, члена Президиума Всебурятской ассоциации развития культуры, многолетнего и выдающегося руководителя министерства образования. 
Безусловно, особого внимания заслуживают годы работы Сергея Дашинимаевича в министерстве (1989-2008 гг.). Когда его назначили, он был самым молодым министром и проработал 20 лет, очевидно, что столь продолжительное время еще никто не оставался на таком ответственном посту. Только один этот факт, с одной стороны, говорит о многом. С другой стороны, эти годы были переломными для всей страны: демократизация, перестройка, обновление политической системы.
Предпосылкой в его практической управленческой деятельности и одним из источников ответа на эти вызовы послужило глубокое научное исследование Сергеем Дашинимаевичем национально-культурных проблем Бурятии во взаимосвязи с культурой родственных народов Монголии, Калмыкии, также якутов, тофаларов, тувинцев, татар и других народов страны. В своих трудах Сергей Дашинимаевич писал о восстановлении естественных исторических связей со странами Центральной и Восточной Азии, новой национальной системе образования Республики Бурятия, где должны найти свое надлежащее место наряду с западными такие восточные языки, как монгольский, корейский, китайский, японский, фольклор народов Востока, восточные (тибетские) медицинские традиции, буддизм как часть национальной культуры и целостная система философско-религиозных, морально-этических и медицинских знаний, гуманистических и экологических принципов религиозного культа. Обращал особое внимание коренному преобразованию содержания образования, в основе которого национальный компонент является «дидактическим ядром». Первостепенной проблемой считал изучение родного языка, который является естественной основой развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, его духовности, морального облика, основой становления творческой личности, способной воспринимать, сохранять и создавать культурные ценности, входящие в общечеловеческую культуру, мировую историю, всемирную цивилизацию. В процессе воспитания, по его мнению, необходимо принимать во внимание этнопедагогическое осмысление целостного формирования личности. Наряду с ними предлагал неотложные меры по обеспечению преподавания истории и культуры Бурятии во всех учебных заведениях республики, возрождению народных художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр и т.д., обогащению духовной культуры новыми учебными планами, инновационными проектами, предметами, программами, учебниками, сотрудничеству с родителями, населением, старейшинами, воспроизведению в системе воспитания образа жизни народа, всемерному укреплению межнациональных связей и созданию благоприятных условий для их трансформации в национальную среду. Это лишь отдельные аспекты из концепции развития национально-региональной системы образования, предложенной Сергеем Дашинимаевичем в своей докторской диссертации. 
Эта идея легла в основу построения им модели системы образования Республики Бурятия XXI века, и мы читаем в статье «Сергей Намсараев: «20 лет – время экспериментов и постоянного движения», что «перед ним стояла цель – создать единый национальный научно-образовательный комплекс, объединяющий в сквозную цепь преемственности дошкольное, школьное и профессиональное образование. В этих условиях вся созданная система становилась частью реальной экономики и определяла приоритеты производственного потенциала республики, ее развитие и, следовательно, включение и в российский, и в международный рынок распределения сфер деятельности. Ему предстояло изменить сложившиеся за десятилетия стереотипы о сфере образования, что, в свою очередь, повлекло смену содержания ее деятельности».
В поле его зрения были не только вопросы регионального аспекта школьного образования. Немалый вклад Сергей Дашинимаевич внес в развитие политехнического образования, трудового обучения и воспитания школьников. В этом ему помогал его учитель, академик РАО Петр Родионович Атутов.      
Таким образом, гипотеза в его исследовании, как форма развития научного знания, отражает существо позиции автора в решении проблем тех лет. При этом мы должны понимать, что «наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых». Эти новые вопросы сегодня решают последователи и ученики Сергея Дашинимаевича, поскольку он глубоко осмыслил и превентивно поставил задачи по их решению, поэтому они актуальны и сегодня. 
Возвращаясь к девяностым годам, необходимо отметить, что это были годы настоящих испытаний: критическое состояние в промышленной сфере республики, задержка заработной платы педагогическим работникам, акции протеста среди них, необходимость ротации управленческих кадров и многие другие. Видение будущего, управленческий опыт, творческий подход позволили министру принять, по его словам, не революционное, а эволюционное решение по реформированию системы образования, т.е. вовлечь профессиональное сообщество в инновационную деятельность. В этот период он сказал: «Наша стратегия – создавать, продвигать качественное образование для жителей Бурятии…».     
Если говорить о человеческих качествах министра Намсараева, то Александр Фурсов, поэт, переводчик, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, в своей книге «Молитвенный вращаю барабан…», посвященной памяти Сергея Дашинимаевича Намсараева, пишет: «Первое, на что обратил внимание, - всегда ощущаемая теплота и приветливость Намсараева, интеллигентность и его искренняя и гордая любовь к Бурятии как к родной земле и неотъемлемой части Российского государства. Он – российский интеллигент с большой буквы. Он предан Бурятии и, как никто, знает эту землю. И много дорогого у него на этой земле». И на вопрос А.Фурсова о том, каков он по отношению с подчиненными, Сергей Дашинимаевич ответил: «Если кратко, то я - авторитарный демократ. С сотрудниками аппарата у меня отношения жесткие, но в то же время добрые, человечные. Без жесткости нет порядка. Без порядка – нет понятия управления. Но интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому я никогда не позволяю себе делать о человеке резких выводов. Сначала надо поддержать его в личном плане или по службе». 
Сегодня говорят об «эпохе Сергея Намсараева». Думается, что это не случайно. Сергей Дашинимаевич был именно тем человеком, кем хотел быть сам, у него были истинные интересы вывести систему образования республики на качественно новый уровень, он решительно пробивался к ним, даже если приходилось идти против ветра. Ведь не зря в управленческой среде говорят: «Если ты хочешь изменить мир, ты не можешь угодить всем». 
Память о Сергее Дашинимаевиче жива, он поистине является «властителем дум», т.е. выдающимся человеком, оказывающим серьезное духовное и интеллектуальное влияние на своих современников и на последующее поколение… 

Л.Халудорова, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП»,

доцент, доктор педагогических наук, 
Республика Бурятия, 
                       г.Улан-Удэ.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES