Сельский бизнес Жанкеевых
Предпринимательство, как одна из важных составляющих укрепления экономики, источник наполнения бюджетов, обеспечивает занятость населения, привлекает в отрасль все больше предприимчивых граждан. Получает развитие бизнес на селе – это фермеры, индивидуальные предприниматели в сфере розничной торговли, услуг. Одними из таких являются предприниматели Базарбек и Жаргалма Жанкеевы из Урдо-Аги.
В 2010 году семья Жанкеевых переехала из г.Нерюнгри в родное село Жаргалмы, в девичестве Батожаповой, и задумалась «Что делать?». На семейном совете решили открыть ООО «Байлык» по розничной торговле в совокупности с шиномонтажом и парикмахерской. Написали бизнес-план, и на деньги, вырученные от продажи квартиры в г.Нерюнгри, с помощью родственников, соседей, урдо-агинцев, наемных строителей начали строить здание магазина, шиномонтажки. Строили рядом с родительским домом и с региональной дорогой «Агинское – Дульдурга».
Жаргалма Батожапова, после окончания Алданского медучилища с 1991 года 20 лет проработала участковой медсестрой Нерюнгринской городской поликлиники. На один из приемов в поликлинику зашел статный парень. Познакомились. Базарбек Жанкеев, казах, работал с 1987 года плотником четвертого разряда ООО «Якутугольстрой». Молодые люди понравились друг другу, создали семью. Жаргалме выделили койко-место в общежитии для регистрации брака.
- Меня, молодого специалиста из Алдана, направили в Нерюнгри, жили в подвале поликлиники, - вспоминает Жаргалма Лхасарановна. – После десяти лет работы получила квартиру. Нерюнгри – город интернациональный, в зоне БАМа, специалисты работали со всего Советского Союза.
Выплачивался северный коэффициент, в отпуск оплачивалась дорога домой или на отдых для всей семьи. В тяжелые времена распада Союза, после рождения первенца, старшего сына Азамата, Жанкеевы жили в Казахстане - родных местах Базарбека - сов-хозе Жиренкопа Актюбинской области Северного Казахстана, граничащем с Оренбургской областью. Семью тепло и радушно приняли родители Таурбек и Кунзира, братья и сестры мужа Куан, Рашид, Гульзада, Ахат, Душимбай.
К тому времени из села начался отток немецкого населения в Германию, сосланного во время войны. У одной немецкой семьи, отличавшейся аккуратностью, трудолюбием и ведением натурального хозяйства, купили дом. – В добротные стайки были проведены даже автопоилки, - говорят Жанкеевы. – Немцы выращивали фруктовые сады, били масло, коптили колбасы.
Базарбек, после службы в Приморье, трудился механизатором, комбайнером. – Целинные поля не имели конца и края, - рассказывает Базарбек. - Жаргалма с детских лет познала крестьянский труд, родилась в семье известных чабанов колхоза им.Чапаева, наставников КМОБ «Туяа» Лхасарана Батожапова и супруги Цырендулмы Батоевой. Вместе с сестрами Цымжидмой, Цыцыгмой, Надеждой, Светланой, братьями Радна и Володей трудилась на сенокосе, стрижке овец.
Живя в Казахстане, совхозе, Жаргалма крайне удивила и заслужила уважение среди местного населения своим умением стричь овец. Женщины-мусульманки не занимаются стрижкой. – Казахские овцы крупные, их стригут на столе, завязав ноги, - рассказывает она. – Платили натуроплатой, за сезон заработала 30 овец. Стригальный комплекс находился в 80 км от совхоза, в степи. – В Казахстане содержат множество овец, коз, казахи – «мясоеды», как и буряты. Климат суровый, схожий с забайкальским, - считает собеседница. – Аксакалы жали руку Базарбеку, хвалили за мое умение стрижки овец. Кроме прочего, Жаргалма научилась чесать коз, крутить пряжу и вязать знаменитые оренбургские платки. – Шаль или платок, невзирая на размеры, должны пройти через золотое кольцо, - продолжает она. – По приезду домой всем сестрам привезла по платку, в 90-е годы прилавки были пустые, так что это были хорошие подарки. Ездили в российский город Соль-Илецк, где живут родственники мужа. Это место добычи соли, расположено озеро, курорт по солевой терапии. Казахи - приверженцы ислама, мусульмане, молятся в мечети.
– Теперь между Соль-Илецком и Жиренкопой установили таможенный пост, иногда вместо 60 км приходится делать крюк в 200 км, хотя въезды разрешены по внутренним паспортам обеих стран.
В конце 90-х годов – начале 2000-х годов в Казахстане, как и в России, началась эпоха перестройки и распада колхозов, совхозов. В 2010 году семья Жанкеевых, вслед за сыном, поступившим в железнодорожный техникум в Чите, переехала в Забайкалье, затем в Урдо-Агу и с головой ушла в организацию собственного дела. В скором времени, как говорилось выше, они построили здание магазина. Через некоторое время предприниматели, пройдя конкурс, получили грант в 170 тысяч рублей министерства экономического развития Забайкальского края. На эти деньги были куплены насос, вулканизатор, аппарат по балансировке колес для новой шиномонтажки.
Кроме того, совместно с семьей Баяновых, родственников, предпринимателей из Могойтуя, Жанкеевы имеют на паевой земле животноводческую стоянку, где работали родители, содержат КРС, свиней. – Есть гуси, индюки, куры, кролики, - вмешивается в разговор Базарбек. В 2013 году лесостепной пожар уничтожил хозпостройки, хозяевам удалось отстоять лишь дом и баню. Все пришлось отстраивать заново. По ряду причин ущерб от стихии не был возмещен.
Как рассказывают урдо-агинцы, во время пожаров Жанкеевы бесплатно завозили питьевую воду, продукты питания для добровольцев, пожарной дружины, сражавшейся с огнем, вставали в один ряд с огнеборцами. – Только вместе можно спасти скот, дома, стоянки, - считают предприниматели.
Магазин ООО «Байлык» - наиболее популярный в селе, которых всего три в Урдо-Аге, да и транзитные покупатели не прочь отовариться тут, особенно, в летний отпускной сезон при поездке на Алханай, Угсаахай. – В торговле важен ассортимент, качество товара, соблюдение режима работы, - уверена Ж.Жанкеева.
Предприниматели, в целях пополнения оборотных средств, брали кредиты в ФПМП Агинского района, Сбербанке.
- Что мешает развитию, расширению бизнеса?
- Беспокоит рост налогов в Пенсионный фонд, соцстрах, внебюджетные фонды, высокие проценты по кредитам. По нашему убеждению, по опыту работы при уплате налогов надо учитывать численность населения. Село сильно уступает поселку, городу по объемам продаж, и нет разницы, где ты ведешь бизнес - в селе или городе.
Как общество с ограниченной ответственностью, предприниматели работают по ЕНВД (единый налог на вмененный доход), а не по УСН (упрощенная система налогообложения).
Упала покупательская способность населения, у людей нет денег, оживление происходит в период выплаты пенсий, пособий. Поэтому предприниматели вынуждены заводить «амбарные книги» по выдаче продуктов, товара в долг. – Наши земляки - люди обязательные, держат слово и при первой возможности долги возвращают, за это им спасибо. Иначе торговля заглохнет. На селе свои законы общения и взаимопомощи. Не от хорошей жизни люди берут в долг, - говорят Жанкеевы.
По словам предпринимателей, стало меньше необоснованных проверок фискальных органов. Теперь по закону – один раз в три года. Положительно, что проводится учеба предпринимателей, где можно высказать свои предложения. Но, в то же время, требует больших затрат установка ЕГАИС (единая государственная автоматизированная система) по учету алкогольного товарооборота и новых ККМ (контрольно-кассовые машины) с выходом в налоговую инспекцию через Интернет. В техобслуживании и регистрации нуждаются видеокамеры и системы пожаротушения. На снижение доходов повлияло открытие в окружном центре крупных сетевых маркетов «Спутник», «Хороший», «Светофор».
ООО «Байлык» оказывает посильную спонсорскую помощь. Жанкеевы в 2013 году удостаивались дипломов «Лучший предприниматель Забайкальского края», «Лучший предприниматель Аги в сфере услуг», одна из стен магазина пестрит грамотами и благодарственными письмами.
На розничную торговлю влияет рост оптовой цены на продукты питания, сигареты, товары бытовой химии и т.д. Поставку производят компании «Регент», «Эллис» и другие читинские оптовики. Сами предприниматели завозят товары из оптовых баз в Агинском, реже - из Читы.
Сельское предпринимательство, особенно в условиях безденежья и кризиса, - каждодневный, кропотливый труд, приходится постоянно мониторить ситуацию, проводить анализ запросов граждан, делать заявки поставщикам, иначе банкротство неизбежно. Тем не менее, пример Жанкеевых доказывает, что на селе можно и нужно работать, оказывать услуги землякам.
На вопрос, есть ли какие пожелания или замечания, Жаргалма Лхасарановна и Базарбек Туарбекович твердо заявили: «Мы благодарны родным, близким, соседям, землякам за поддержку и помощь в становлении и развитии нашего бизнеса. Постараемся оказывать услуги добросовестно и честно».
Тут в магазин зашел младший сын Жанкеевых, девятиклассник Урдо-Агинской средней общеобразовательной школы Булат. Старший Азамат трудится путейцем РЖД в г.Нерюнгри. Через плечо школьника - военная форма, в руках фуражка.
- Мама, буду участвовать в параде Победы в Агинском, - не без гордости сообщает Булат.
- Смотри, не подведи, - беспокоится мама.
- Не подведу, - уверенно заявляет сын.
Вот так, в ежедневном труде и заботах живут и работают Жанкеевы, как и сотни их коллег, выбравших нелегкую стезю малого предпринимательства на селе.
Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА.