Сэсэг Мижитова: «Музыка - язык души ребенка
Трудно представить детский сад без утренников, концертов, музыкальных развлечений. Всё это ложится на хрупкие плечи музыкального руководителя. Это особая профессия, он - затейник, сценарист и режиссер одновременно. В первую очередь, это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей. Ведь музыка расширяет мир ребенка, является языком его души. Гостем нашей рубрики стала С.С.Мижитова (на снимке).
- Сэсэг Сагарнамжиловна, откуда Вы родом?
- Родилась в с.Цокто-Хангил в семье Сагарнамжила Тампасаевича Будариева и Должит Дамбаевой, у родителей нас три дочери. Они трудились на чабанской стоянке, вели собственное хозяйство. В школьные годы была активным участником художественной самодеятельности, уже тогда учителя заметили музыкальные способности, хороший слух и красивый голос. Родители были творческими людьми, хорошо пели. Все это и определило дальнейший выбор профессии.
- Где учились, развивали свой талант?
- Окончила Улан-Удэнское музыкальное училище им.П.И.Чайковского, вернулась на малую родину, устроилась на работу музыкальным руководителем детского сада «Солнышко» с.Цокто-Хангил. В 2004 году вместе с мужем и двумя детьми переехали в п.Агинское. На протяжении 17 лет работаю в детском саду «Ромашка».
- Что входит в Ваши обязанности, как музыкального руководителя?
- Пишу сценарии, пою, танцую, рисую, шью, одним словом всегда нахожусь в творческом поиске, занимаюсь самообразованием. Кроме этого, постоянно реализую свои творческие идеи в работе с детьми. Воспитанники детского сада с большим удовольствием посещают музыкальные занятия, кружок «Соловушка». Обучаю детей игре на музыкальных инструментах, развиваю певческие навыки, социальную активность и умение держаться на сцене.
- На занятиях Вы много общаетесь с ребятами. Какие навыки передаете своим воспитанникам?
- Я стараюсь прививать общечеловеческие качества такие, как доброта, честность, взаимопомощь. Но самое главное, чтобы дети, приходя на мои занятия, получали радость от соприкосновения с музыкой. Неважно, что это будет: песня, игра или танец, чтобы ребенок, когда слышит музыку, был счастлив, может быть, не осознавая этого.
- Все любят праздники, но особенно их любят дети, они активно и с радостью к ним готовятся. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Действительно, праздник в детском саду - это оценка моей работы. В ходе подготовки дети раскрываются, стараются. Сложные, трудные моменты подготовки того или иного номера мы превращаем в форму игры. Тогда ребенок это понимает лучше, делает с удовольствием, желает показать и поделиться умениями, которым он научился в процессе подготовки. И, конечно, самый главный человек, для которого они выступают, - это мамы. Для них они готовы горы свернуть и проявить все свои таланты, навыки и способности. Прыгнуть выше головы (смеется), если это понадобится.
- В каком возрасте проявляются музыкальные способности у детей?
- Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его духовного богатства в будущем. Родители должны хорошо понимать, что упущенное в детстве не возместится в зрелом возрасте.
- У Вас большой опыт работы с детьми, как привить музыкальные способности в дошкольном возрасте?
- Более чем за 25 лет работы музыкальным руководителем я поняла, что главная цель моей работы - развивать эмоциональную отзывчивость детей к музыке. Прививать интерес и любовь к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, доставлять детям радость от соприкосновения с прекрасным. Выстраивать занятия на ожидание чуда, волшебства, на удивлении и восхищении. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту, маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы, творческую активность. Жизнь детей без музыки неполноценна, как невозможна без игры и без сказки».
Огромная любовь к детям, любимому делу, полная отдача сил и знаний, целеустремлённость - эти качества помогают мне преодолевать все трудности в своей музыкально-воспитательной деятельности.
- Современные дети отличаются от предыдущего поколения?
- С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашнего дня и знаний». Мир быстро идёт вперёд, и я стараюсь не отставать, интересуюсь всеми проблемами ребёнка, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. Работая по программе «Детство», использую современные педагогические технологии музыкального воспитания, развития песенного творчества, исполнительских умений, танцевального творчества, малых форм фольклора, организации детского оркестра, проектирования музыкально-обогащенной среды в музыкальном зале и группах.
- Ваши успехи, достижения?
- Я - педагог первой квалификационной категории, награждена почетной грамотой Министерства образования РФ. Принимаю активное участие в конкурсах, в 2019 году в Межрегиональном конкурсе народной песни и песен бурятских композиторов была удостоена диплома победителя в номинации «Эрмэлзэл». Неоднократно становились победителями конкурсов «Весенняя капель», «Талын аялгаханууд», «Эжыдээ зорюулнаб», «Дангина».
- Расскажите о своей семье?
- Супруг Ендон Митупович Мижитов работал водителем в агрокооперативе «Цокто-Хангил», сейчас на пенсии. Вырастили двоих детей, старшая дочь Арюна – музыкант, проживает в г.Якутск. На данный момент находится в декретном отпуске. Сын Арсалан тренер по борьбе в с.Цокто-Хангил. У меня пять внуков, я счастливая бабушка.
- Чем увлекаетесь в свободное от работы время?
- Люблю шить, занимаюсь огородом, выращиваю овощные культуры, цветы.
- Музыкальный руководитель – это призвание?
- Огромное счастье для педагога - видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную радость, когда они делают для себя открытия. Именно это является главным результатом моей работы. Ведь открыв новое, ребенок очень гордится собой, своими достижениями. Таким образом, по моему мнению, формируется уверенная в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценному формированию человека как в физическом, так и в духовном плане.
Маргарита ВОРОНОВА.