Главная » 2013 » Май » 14 » Сдержал обещание

Сдержал обещание

14.05.2013 в 11:15 просмотров: 1865 комментариев: 0 Архив материалов

Семнадцатилетним парнишкой Александр Зайцев в 1942 году ушел защищать Родину. После обучения с декабря 1942 по май 1943 года в 204-й снайперской школе он был отправлен на фронт. С мая 1943 года служил разведчиком в составе 34-й инженерно-саперной Верхнеднепровской Краснознаменной ордена Суворова бригаде. Войну начал в Витебской области, принимал участие в освобождении территорий Белоруссии, Литвы, Польши, Германии, в штурме Берлина. Участвовал в форсировании Днепра, Немана.

 


 

Из воспоминаний Александра Зайцева:

«В белорусском городе Шклов, на Днепре, отправили нас в разведку. Мост надо было разведать, может, он был заминирован немцами. Только спустились к Днепру, они начали по нам стрелять. Нам удалось выбраться наверх. Там я забежал в одну избенку воды попить. Встретила меня молодая женщина. Спрашивает: «Есть кто-нибудь из Читинской области?». Я говорю: «Я из Агинского района». Она: «Знаю такой». Спросил, как она здесь очутилась. Оказалось, что она – дочь знаменитого читинского врача Василия Аркадьевича Коханского, еще до войны приехала на учебу в Минское медицинское училище. Вот так и встретил свою землячку. Больше земляков я не встречал».

За годы войны многое пришлось пережить солдату Зайцеву: свист пуль, потери друзей, холод окопов. Разведка - дело нелегкое, особенно во время боевых действий. Многих товарищей потерял солдат, бывало, только придет пополнение, как половины уже нет в живых. Много раз удалось спастись Александру Мироновичу от шальной пули. «Наверное, счастливчик, - говорит он. - Значит, судьба была не быть мне убитым».

Из воспоминаний Александра Зайцева:

«Однажды ходил я в разведку со старшим лейтенантом Гринюком, москвичом. Он на реке Одер взорвал дамбы, и вода хлынула на немецкий плацдарм. Немцы засекли нас и начали по нам стрелять. Мы спрятались в кювете, я тогда подвернул ногу, а лейтенанту ногу оторвало. Мне осколки попали в руку, в голову, а ему грудь разбило. Я с себя все снял, перевязал его. Последнее, что он сказал: «Возьми документы». Хоронили его в Польше, в городе Познань. Не знаю даже, как мне тогда удалось спастись. Пока воевал, матери моей тоже приходила похоронка, что убили меня и моя могила находится в деревне Метлы Витебской области».

На фронтовую жизнь Александр Миронович не жалуется. Говорит, что кормили их хорошо, разведрота получала дополнительный паек. Только вот помыться удавалось изредка, да и то в палатках. Что примечательно, солдаты почти никогда не болели. При первых признаках простуды лечились… ватой. Выдергивали клочок из фуфайки, поджигали и вдыхали носом этот дым. Это было самым лучшим лекарством от насморка.

Все, как один, на фронте мечтали о победе и о мирной жизни. Бывало, сидя в траншее, в шутку говорили, что кто останется жив, у того все будет, не будет разве что птичьего молока.

Победный май встретил солдат Зайцев на фронте. Однако с завершением мировой войны свою службу он не закончил. Отдавал долг Родине еще четыре года: был стрелком в составе 351-го гвардейского воздушно-десантного полка. Домой, в Агинский округ, Александр Миронович вернулся в 1949 году. Ныне он проживает в поселке Орловский.

Вспоминая годы войны, Александр Миронович говорит, что служил не хуже других, не опозорил свой колхоз, свою Родину. Действительно, о боевой доблести и храбрости солдата говорят его награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Когда-то, много лет назад, юный солдат Зайцев пообещал своей матери, провожавшей сына в армию, что обязательно вернется живым и грудь его будет в крестах. И он сдержал свое обещание.

 


                     

 Евгения ЦЫБЕНОВА

фото из семейного архива

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES