Сагаалган – живой родник традиций
На смену года Деревянной Овцы по восточному календарю приходит год красной Огненной Обезьяны, который начнется 9 февраля 2016 года – после завершения первого полного цикла Луны, считая от дня зимнего солнцестояния.
Сагаалган - самый почитаемый и любимый праздник. Отмечают его у нас в округе, в Забайкальском крае, конечно, в Бурятии, а также в Тыве, Калмыкии и во многих городах России.
Встречают Сагаалган и в столице нашей родины - Москве. Активисты бурятского общества «Уряал» приглашают буддистов на праздник. Почетные гости Сагалгаана - сенатор от Забайкальского края Баир Жамсуев и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Однажды Иосифу Давыдовичу в Год зайца по бурятскому обычаю подарили домашнюю живность - живого кролика. Говорят, у мэтра эстрады на даче до сих пор водятся ушастые потомки от того самого подарка. Гостей москвичи угощают буузами и другими национальными яствами. Сагаалган проходит на волне ностальгии - ведь вдали от малой родины все родное воспринимается остро, тепло и с душой.
По всему миру - от Петропавловска-Камчатского до Нью-Йорка - в это время проходит флэшмоб «Глобальный ехор». Участники ехора выкладывают в Интернете свои видео и фото. Будет глобальный ехор и у нас в округе. Впрочем, агинчане массово водят ехор трижды: летом на празднике «Зунай наадан», осенью в Дни бурятского языка и на Сагаалган. Ну и не счесть на больших и малых концертах, конкурсах.
Отрадно, что праздник «заставляет» вернуться к истокам, показать лучшие черты традиционной культуры. Если обычный Новый год проходит ярко и быстро как огни фейерверка, то к празднику Белого месяца готовятся загодя и длится он почти две недели.
Хозяйки в домах наводят уборку. В первую очередь приводят в порядок божницу. Готовят угощения для встречи нового года. Обязательно должно быть блюдо с белой пищей (сагаан эдеэн). Считается: чем богаче это блюдо, тем год будет благополучнее. Очень хорошо, если вы сшили перед праздником себе обнову в национальном стиле.
Все - и стар, и млад - в ожидании праздника. Позитивное отношение к окружающим, внутренняя гармония с самим собой издавна были важными составляющими у буддистов. В дни празднования Сагаалгана эти чувства лишь усиливаются.
Раньше в старину наши предки – кочевники - отмечали приход нового года ранней осенью. В это время было изобилие молочной белой пищи. Может, поэтому праздник и получил свое название Сагаан hараа (Белый месяц).
С распространением буддизма в этнической Бурятии в начале восемнадцатого века новый год был перенесен на первый весенний месяц.
История праздника вкратце такова. Тибетский лама-реформатор великий монах Богдо Цзонхава в пятнадцатом веке написал влиятельный трактат «Сущность Благих Объяснений». После он выдвинул идею торжественно отмечать ежегодный молитвенный фестиваль Монлам Ченмо в честь пятнадцати чудес Будды Шакьямуни в тибетский новый год (Лосар). С тех пор этот праздник перешел границы Китая, Монголии и пришел в Россию с распространением буддизма в Забайкалье.
Сагаалган является одним из почитаемых и уважаемых праздников в буддийском мире. Мирянину очень важно в эти дни посещать дацан, молиться о благополучии не только родных, но и всех живых существ.
Для многих Сагаалган - особенное время. Он у большинства буддистов ассоциируется с избавлением от невзгод прошлого года и желанием вступить в новый очищенными и одухотворенными.
По давней традиции, в первый день праздника навещают старейшин, родителей, близких родственников. На празднике ото всюду слышны приветствия: «Сагаан hараар! Сагаалганаар!».
В окружном центре, во всех селах широко и с размахом встречают приход нового года по буддийскому календарю. В поселке Агинском празднество начинается на субургане Юндэн Шодон, посвященном восьми родам агинских бурят.
В селах округа уже стало традицией давать концерт силами годков наступающего года. Нынче все «обезьяны» от двенадцати лет и старше подготовили художественные номера.
Как нам стало известно, в Зуткулее готовит благопожелания бабушка Бальжи Гунганимаева, родившаяся в Год Обезьяны в начале 1921 года. По бурятскому обычаю каждый мирянин в первый день Сагаалгана прибавляет себе год. Старейшина встретит свой девяносто шестой. Внучка Дыжит Ринчинова из Агинского сшила ей нарядный дэгэл. Сама Бальжи абгай разучила народную песню. Большой концерт вызывает ажиотаж. Приходят пораньше, чтобы занять лучшие места в зале. Зрители берут с собой термос с бутербродами, ведь действие идет с утра до позднего вечера.
В дни Сагаалгана в округе пройдет месячник бурятского языка, в рамках подготовки к бурятскому фестивалю «Алтаргана» в районных центрах будут конкурсы: «Один день бурята» и «*ээр шаалган». В праздничные дни в детских садах, школах обязательны конкурсы, игры, выставки поделок.
Какие бы самые хорошие книги и брошюры о народных традициях мы бы ни писали и сколько угодно об этом ни говорили, ничто не заменит живое общение и наглядный пример.
Сагаалган проверяет нас на веру, на память, на духовность. Нам дано сохранить и приумножить то, что было завещано нам, передать свой язык, культуру, традиции новому поколению.
Сергей Доржиев.
Фото автора.