Сагаалган начинается с Аги
Первым днем Нового года по лунному календарю – праздника Белого месяца, Сагаалгана в Забайкальском крае и соседних регионах - Республике Бурятия, Иркутской области, Тыве, Калмыкии – станет 21 февраля 2023 года. Новый год пройдет под знаком Черноватого Кролика в стихии Воды.
Празднование Нового года по лунному календарю в советское время было под запретом, возродился праздник в Бурятии только в 1990 году, когда трое ученых - доктора исторических наук Ширап Бодиевич Чимитдоржиев, Регби Ешиевич Пубаев и Тарас Максимович Михайлов - обратились с письмом в Бурятский обком КПСС с просьбой сделать Сагаалган официальным, народным праздником. Сейчас сложно представить, что Белый месяц находился под строжайшим запретом, ведь Коммунистическая партия Советского Союза не признавала ни религии, ни тем более, праздников, имеющих к ней отношение. Нельзя забывать, надо помнить, что мы обязаны широким празднованием Белого месяца всего трем смелым ученым, и один из них - наш земляк Регби Ешиевич Пубаев. Конечно, и в прежние времена люди негласно праздновали, отмечали Сагаалган, ходили друг к другу, поздравляли старших в своем роду. Праздник не был официальным, но всегда оставался всенародным.
В бурятских селах, конечно, не могли запретить пожилым верующим украшать божницы и ходить в гости. Остальным приходилось находить свободное время, чтобы навестить своих родных, ведь для государства это был обычный рабочий день. Впервые Сагаалган стал нерабочим праздничным днем в 1990 году, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета Бурятской АССР «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного». Стал этот праздник выходным днем и для жителей округа, Забайкалья. Священный праздник для бурят является почитаемым, большим и любимым, в той или иной форме отмечается по всей Азии. Наряду с бурятами, Сагаалган отмечают в Тыве, Калмыкии, Республике Алтай. О самом происхождении праздника существует множество легенд и исторических записей. Однако общего мнения, которого придерживается большинство, на сегодняшний день нет. Единственное, в чем сходятся ученые мужи, это в том, что Сагаалган отмечали еще до времен Чингисхана в осеннее время года. Широко известен факт, что Сагаалган отмечали еще во времена древних хунну, предков монголов, 2000 лет назад. Датой празднования был назначен день осеннего равноденствия и назывался он «День белой пищи». Эта пора, когда у скотоводов начинался новый хозяйственный цикл. Скот дал приплод, молодняк окреп, животные нагуляли за лето достаточно жира, мяса и молочных продуктов заготовлено достаточно, пришла пора готовиться к трудной зимовке - чем не повод для праздника? Отголосками этого праздника является то, что до сих пор дата 21 сентября считается самой хорошей, светлой, добродетельной. Именно в этот день люди справляют свадьбы, отправляются в далекое путешествие, ставят основание нового дома.
Почему сегодня праздник отмечается зимой? Дать окончательный и исчерпывающий ответ не представляется возможным. Есть несколько версий происхождения праздника, однако самой распространенной версией, которой придерживается абсолютное большинство, является вот эта - в 1409 году реформатор тибетского буддизма великий Цзонхава покрыл золотом и драгоценными камнями статую Будды «Чтово-Чжу».
В течение 15 дней перед статуей Будды десятки тысяч монахов читали «Монлам-Ченмо» - великие благопожелания, посвященные 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни, в доказательство истинности своего Учения. Именно в эти дни он одержал победу над лжеучениями, которые отвергали его Учение и настраивали народ против него. Со времени пятого Далай-ламы Агван Жамцо встреча Нового года сопровождалась чтением этой молитвы и была канонизирована традиционной школой Гелугпа. С приходом буддизма в Центральную Азию монголоязычные народы приняли традиционные буддийские праздники, после распространения и утверждения буддизма среди монгольских народов празднование Сагаалгана духовенство включило в свою религиозно-культовую систему. Поэтому и обрядность Сагаалгана теперь во многом подчинена религиозным канонам.
В соседней Монголии первыми добились реабилитации этого национального праздника. В 1960 году встреча Нового года по лунному календарю прошла как новогодний праздник сельхозобъединенцев. И в течение нескольких лет почти полностью были восстановлены традиции Белого месяца.
В каждом регионе, исповедующем буддизм, название праздника звучит по-разному. У бурятов - Сагаалган, у монголов и калмыков - Цаган Сар, у тувинцев - Шагаа, у алтайцев - Чага Байрам. В 2011 году Сагаалган был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Праздник Белого месяца - символ обновления не только природы, но и человека. У всех народов, отмечающих этот праздник, Белый месяц знаменует приход весны - новой жизни, поэтому многие стараются навести порядок к этому времени как в делах, так и дома. В преддверии празднования Сагаалгана открылась выставка-ярмарка мастеров Аги «Сагаалганай бэлэгууд» в Агинском театре «ДалиТЭ». На выставке-ярмарке можно приобрести оригинальные подарки для родных и друзей.
В Агинском Бурятском округе, по традиции, праздничный день откроет молебен и ритуальные подношения на буддийском комплексе ступы «Юндэн Шодон». Затем праздник - этно-фестиваль «Сагаалганай хүрдэ» - переместится в поселок Могойтуй.
В краевом Сагаалгане примут участие делегации окружного центра, муниципальных районов округа и Забайкальского края. В рамках фестиваля делегации представят национальную кухню народов Забайкалья, концертные номера и праздничные поздравления. И конечно, команды померятся силами в полюбившейся бурятской эстафете «Сагаалганай мурысөөн», которая завершится состязанием «урга таталга». Одновременно на площади поселка Могойтуй развернутся презентационные площадки с бурятской традиционной юртой, выставкой-ярмаркой изделий народных умельцев «Уран зам» и «Морин эрдэни», книг «Буряадаар уншая» и продукции фермерских хозяйств. Гостей праздника ожидает чаепитие, народные игры «hээр шаалга», «шагай наадан» и «тэбэг сохилго». Завершением праздничного дня станет гранд-ехор. Украшением праздника станет театрализованное представление от театра «Амар сайн» и Центра развития бурятской культуры Забайкальского края.
Базар РИНЧИНО.
Фото из архива редакции.