С.Мункуева: «Всем селом управляем качеством образования»
Мы уже сообщали, что с 14 по 22 ноября в образовательных учреждениях Агинского Бурятского округа работали базовые опорные площадки по реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В Забайкальском крае по шести направлениям ФЦПРО разработаны и реализуются программы стажировок на базовых опорных площадках 24 образовательных учреждений. Агинский округ в этой программе представляют Агинская СОШ №1, Агинская окружная гимназия-интернат, Алханайская, Дульдургинская, Судунтуйская, Могойтуйские №2 и №3 и Урда-Агинская средние образовательные школы.Главной целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
В прошлом году Урда-Агинская школа возглавила рейтинг забайкальских школ по количеству стажеров. Сегодня мы беседуем с директором Урда-Агинской школы С.Б.Мункуевой.
- Соелма Балдандугаровна, что для вашей школы значит проведение стажировочных курсов?
- Программа ФЦПРО именно для нашей школы принята очень своевременно. В тот момент, когда мы работали над инновационным проектом «Тьюторская школа как ресурс профессионального развития педагогов сельских школ в условиях сетевого взаимодействия» и защитили его на уровне Всероссийского образовательного форума.
Наш проект нашел практическое воплощение именно на этих стажировочных курсах, где учителя выступают в роли тьюторов, разрабатывая для стажеров индивидуальные образовательные программы и маршруты, проводя консультации.
- Мы знаем, что ваша школа в прошлом году уже провела несколько БОПов?
- В конце 2011 года мы провели три стажировочных курса по темам: «Государственное общественное управление в Школе успеха», «ФГОС – слагаемые успеха», «Модель школы успеха, обеспечивающей современное качество образования».
Стажировку прошли 87 человек, обеспечив нам лидерство в рейтинге программы. Кроме того, по итогам стажировок проведены аналитические семинары, оформлена необходимая документация.
- Что играет важную роль в проведении стажировок?
- Конечно же, педагогический коллектив, учителя, которые могут обучать не только детей, но и своих коллег – педагогов. Наши учителя постоянно повышают свою квалификацию, у нас очень профессиональный коллектив. Достаточно убедительным доказательством является то, что ежегодно наши учителя удостаиваются федерального гранта. Практически ни одна школа в округе не может похвастать таким высоко профессиональным кадровым составом учителей.
- Насколько востребованы у педагогов стажировочные курсы?
- В прошлом году у нас проходили стажировку учителя Забайкальского края. В этом году мы вышли на региональный уровень – принимали 15 педагогов из Бурятии, 20 из Забайкальского края, пятерых из Амурской области.
Наши учителя также активно обучаются в других регионах. В г.Казань выезжала учитель начальных классов С.Ц.Базарова, в Усть-Илимск – учитель начальных классов Д.Д.Балданова, в Амурскую область – педагог-психолог Ц.Ц.Дашидондокова, я выезжала в г.Калининград.
Такие стажировки очень полезны. Опыт других регионов стараемся привлекать в своей работе.
- Какая тема у прошедших стажировочных курсов? Что отличительное от других вы предлагаете в этом проекте?
- Эти стажировочные курсы провели по государственному общественному управлению в школе успеха. У нас в селе создан координационный совет по управлению школой, в который входят руководители организаций и учреждений села. Как общественные эксперты качества образования выступают также выпускники школы, родители. Получается, что мы вместе управляем качеством образования.
Эта программа на базе нашей школы была реализована, сегодня она подкорректирована с учетом опыта других школ, где мы проходили стажировку.
Это достаточно масштабное мероприятие. Задействовано много ресурсов, помогает администрация села.Если в прошлом году мы рассматривали только финансово-хозяйственную самостоятельность школы, то в этом вышли на другой уровень. Кроме финансово-хозяйственной мы рассматриваем самостоятельность, когда школа может ее расширить за счет инновационных проектов, не зацикливаясь только на финансовых и управленческих механизмах.
- Расскажите о Тьюторской школе более подробно.
- В прошлом году на межрегиональном уровне мы защитили проект «Тьюторская школа» в Черноморском университете тьюторства в г.Геленджик. По результатам нам рекомендовали стать Межрегиональной тьюторской площадкой. В течение этого года будем работать по скайпу, в электронном режиме с председателем правления тьюторской школы России Татьяной Ковалевой, будем проводить вебинары и показывать, каким образом проводим стажировки. Будет проводиться экспертиза нашей школы на предмет соответствия Межрегиональной тьюторской школе, эксперты будут тестировать наших стажеров. Это достаточно амбициозная задача и требует от нас большой, ответственной работы. Мы считаем, что это сложно, но вполне достигаемо.
- Что для учащихся дает обучение в школе, которая является базовой опорной площадкой, тьюторской школой?
- Тьюторство – это технология, которая дает учащимся возможность быть самостоятельными. Это индивидуальное сопровождение образовательной программы каждого ребенка. Стоит отметить, что наши ученики задействованы в каждом проекте. Например, презентуют школьное самоуправление, десятиклассники дают открытые уроки. Все члены ученического кабинета министров презентуют свое самоуправление.
На каждой стажировочной площадке дается очень много открытых мероприятий, в которых задействованы все ученики. Стажеры замечают, что наши дети коммуникабельные, ответственные и имеют высокую мотивированность к учебе.
Если стажеры приходят к нам учиться, то они должны увидеть успешный опыт работы учителя с учеником.
- Известно, что два учителя Урда-Агинской школы стали авторами учебно-методического комплекта по бурятскому языку для 2-4 классов…
- Одним из ключевых мероприятий прошедшего семинара стала презентация УМК, написанного нашими учителями Даримой Дугаровой и Татьяной Базаргуруевой. Из Улан-Удэ приехала соавтор – кандидат филологических наук, доцент БГУ Ринчин Дылыкова. Она прочитала лекцию «Методологические основы преподавания по данному УМК» для учителей начальных классов округа. Сами авторы и учителя-практики показывали открытые уроки.
Учащиеся презентовали содержание страниц УМК через песни, стихотворения и сценки.
Сегодня по этому комплекту изучают бурятский язык дети в Забайкальском крае, Бурятии, а с этого года и в Усть-Ордынском округе Иркутской области.
- Мы знаем, что проекты ФЦПРО поддерживаются финансово?
- Да, на старте проекта мы уже получили мощный компьютер. Суть программы такова, что чем больше стажеров мы привлекаем, тем больше денег зарабатываем. Как сумевшие привлечь наибольшее количество стажеров в прошлом году, мы в конце этого года должны получить оборудование на 700 тысяч рублей, которое мы сами выбирали.
- Спасибо. Дальнейших успехов вам.
Цыпелма НАНЗАТОВА.