Руслан Саможапов:«Выступать в Кремле почетно и ответственно»
Лето в Агинском округе, кроме всего прочего, интересно еще и тем, что в отпуск на родину приезжают наши земляки из разных уголков страны. Среди них – солисты Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России под управлением генерал-майора народного артиста России Виктора Елисеева Руслан Саможапов и Норпол Цыденов.
Сегодня в «Гостиной «АП» Руслан Саможапов рассказывает о себе, Кремле, «Тундре».
- Руслан, расскажите, пожалуйста, о себе?
- Родился я в селе Хара-Шибирь Могойтуйского района, там же закончил среднюю школу, после окончания которой поступил в музыкальное училище имени П.И.Чайковского в г.Улан-Удэ. Я попал в класс заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Баяндаевича Елбаева. С третьего курса ушел в армию, после демобилизации восстановился в училище, закончил его в 2000 году. В том же году поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных в г.Москве.
Затем меня взяли в Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России под управлением генерал-майора народного артиста России Виктора Елисеева.
- Сложно было пробиться к Елисееву?
- Конечно. Для поступления в ансамбль первым этапом нужно пройти прослушивание, а потом как все военные – медкомиссию на годность к военной службе, так как мы военнообязанные.
- Вы в каком звании?
- Прапорщик.
- Как вы думаете, откуда у вас талант?
- Наверное, от бабушки. Хотя в нашей семье все поют – и родители, и бабушки, и дедушки. Мне, наверное, этот талант больше всех передался… Мои родители сейчас живут в родном селе, воспитали троих сыновей. Я средний.
- В вашей семье тоже трое детей… Расскажите о своей семье.
- У меня трое детей. Старший- сын Тимур, и две дочери, Тамира и Юля. Супруга Римма родом из Будалана. Живем в Москве. Раньше жили в общежитии, сейчас получили полноценную квартиру.
- Ваши судьбы с коллегой и другом, тоже солистом хора МВД, нашим земляком Норполом Цыденовым сложились одинаково…
- Норпол Цыденов родом из Цаган-Челутая Могойтуйского района. Мы с ним познакомились, когда поступали в музыкальное училище. С тех пор мы, можно сказать, идем рядом. У него сейчас две дочери, Алтана и Амина, супруга родом из села Алтай Кяхтинского района Бурятии. А судьбы у нас, действительно, похожи.
- А служили тоже вместе на Камчатке?
- Нет. Я служил на атомной подводной лодке на Камчатке, а Норпол – в Нерчинске. И это, наверное, единственное, что нас отличает.
В ансамбль Елисеева мы были приняты как артисты хора, потом уже стали солистами.
- Как складываются отношения в коллективе?
- У нас хорошие отношения. Генерал Елисеев к нам хорошо относится, постоянно поддерживает, дает нам показать себя в исполнении песен, арий. Мы даже пели бурятские песни, в частности «Хани нухэд».
Эта песня появилась в репертуаре ансамбля случайно. Генерал Елисеев такой разносторонний человек, он может тонко чувствовать настроение зрителей и подбирать репертуар. Мы ее пели на юбилее одного генерала, у которого жена из Бурятии.
Через некоторое время эту песню мы исполняли на 70-летии Агинского округа здесь, в Агинском.
- Расскажите о том концерте, пожалуйста.
- Тогда мы только второй год работали в ансамбле. И никто – ни Елисеев, ни Кобзон – не знали, что мы родом из Агинского округа.
И тут на стадионе во время концерта, когда Иосиф Давыдович проходил мимо трибун, кто-то из зрителей ему передал записку с просьбой услышать песню в исполнении земляков. Тогда Иосиф Давыдович повернулся к ансамблю и спросил: «Кто здесь земляки?». Мы с Норполом подняли руки. И тогда мы спели: «Хани н\хэд». Оркестр экспромтом, тут же, без единой репетиции, по нотам сыграл мелодию. У нас настолько профессиональный и слаженный коллектив!
- Это, наверное, было для вас самое волнительное выступление?
- Конечно. Мы были еще молодые, среди зрителей – тысячи знакомых, земляков, среди которых наши родители, родственники, друзья. Стадион тогда взорвался, это было здорово.
- Сегодня песня «Тундра» стала вашей визитной карточкой… Вы исполняли эту песню на голубом огоньке на НТВ и на других каналах…
- Да, наверное. Не только наша с Норполом, но и всего ансамбля. С ней мы выступаем практически во всех странах и по всей России – от Камчатки до Калининграда.
Мы исполняли ее на НТВ, ТВЦ, на первом канале, на съемках зимней серии игр «Что? Где? Когда?» и т.д.
- Но это песня не о бурятах…
- Это же искусство. Мы к этому относимся как к творчеству, просто как к песне. Мы стали новыми исполнителями этой песни в современной аранжировке, включили элементы рэпа.
- Какую профессию вы выбрали бы, если не стали певцом?
- Думаю, я все равно стал бы певцом. Вот только где? Наверное, работал бы в оперном театре г. Улан-Удэ. Когда с Норполом учились в училище, мы мечтали, что будем выступать на сцене Бурятского академического театра оперы и балета. Но когда уехали в Москву, наши взгляды на многие вещи изменились.
- В какой момент вы решили, что будете поступать в знаменитую Гнесинку?
- В этом огромная заслуга наших педагогов, за что мы им искренне признательны. Они нас убедили попробовать свои силы, вселили надежду в нас. Большую поддержку тогда, в конце 90-х годов, нам оказали наши родители. Они поверили в нас и помогли, ведь вы представляете, какое в то время было экономическое состояние во всей стране.
- А как вы решились покорить ансамбль Елисеева?
- Как я уже говорил, то время было кризисное. Вся культура пребывала в унылом состоянии. Театр оперы и балета в Улан-Удэ был закрыт на реконструкцию. Поэтому решили на время остаться и попробовать себя в Москве. И ничуть не жалеем.
Мы очень много гастролируем по миру. За прошлый сезон выступали во Франции, Германии, Израиле, Болгарии. Везде нас принимают очень хорошо. Российские военно-патриотические песни во всем мире принимают на «ура». Репертуар не только военно-патриотический, но и мировая классика, очень много известных зарубежных арий.
Мы поем не только на русском языке. Когда мы едем в страну, мы учим несколько песен на языке этой страны. Концерт традиционно начинаем с двух гимнов – Российской Федерации и той страны, где выступаем.
- Вы часто выступаете в Кремле – на главной сцене страны. Какие ощущения вы испытываете при этом?
- Мы, можно сказать, уже живем в Кремле! Это почетно и ответственно. И, конечно, очень волнительно! Не каждому дано выступать в Кремле перед главой государства и первыми лицами страны.
Мы выступали в этом году на большом правительственном концерте, где каждый коллектив, который получает Президентский грант, представлял только один номер. Выбрали наш номер «Тундра».
- Какое оно, кремлевское закулисье? Кого можно встретить там?
- Там такая кутерьма! Все регулируется по большому ретранслятору, ближе к сцене вызывают уже за три-четыре номера. Там можно встретить кого угодно! Можно увидеть президента страны, звезд российской эстрады.
- Самая неожиданная для вас встреча за кулисами Кремлевской сцены?
- Это когда мы встретили земляков – делегацию Забайкальского края во главе с Баиром Баясхалановичем Жамсуевым – на концерте Министерства сельского хозяйства России. Там вручали звезду Героя шилкинскому чабану Бабудоржо Михайлову. Мы с Норполом были очень рады.
- Вы бы хотели выступить для своих земляков еще раз?
- Да. В этом году, в начале августа, мы бы хотели выступить в своих родных селах, а также в Могойтуе, Агинском, Дульдурге. Репертуар будет разный – русские, бурятские, неаполитанские, а также военно-патриотические песни.
- Что можете сказать своим землякам?
- Все добрые и хорошие слова. Мы приезжаем на родину только раз в год, любим с семьей отдыхать в местных здравницах - Алханай, Угсахай.
- Пожелайте что-нибудь начинающим артистам, студентам музыкального училища?
- Желаю, чтобы они учились видеть перед собой перспективы, чтобы была у них какая-то надежда на большее. Не останавливаться на достигнутом.
- Есть какой-то кодекс чести артиста?
- Честность, порядочность, трудолюбие – это те качества, которыми должен обладать не только артист, но и каждый человек. Остальное прибудет.
- У вас есть любимая песня, которую вы всегда готовы петь?
- Такого нет. Певец должен быть певцом, у него не должно быть хороших, плохих, нелюбимых песен. Для него все песни должны быть любимые, от души, для души, для народа, для земляков.
Цыпелма НАНЗАТОВА.