Роза Балдоржиева: «Главный принцип образования округа – опережающее развитие»
Пятого октября вся страна отметила один из самых светлых и радостных праздников - День учителя, посвященный людям, посвятившим свои жизни благородному труду по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Накануне празднования важного события мы встретились и поговорили с исполняющим обязанности начальника отдела социального развития Управления социальной сферы Администрации Агинского Бурятского округа Р.М.Балдоржиевой (на снимке).
- Роза Мункожаргаловна, расскажите о себе, своей семье, увлечениях.
- Я родилась в с.Алханай Дульдургинского района, школу окончила в с.Будалан Агинского района. В 1995 году окончила «кузницу кадров» нашего округа - Агинский педагогический колледж по специальности «учитель начальных классов», в 2000 году - Иркутский государственный университет факультет филологии и журналистики. Замужем, имею двоих детей – они учащиеся Агинской СОШ №1. Из увлечений предпочитаю чтение хороших книг, любимый жанр - исторические романы.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние дел в образовании округа? Какие дальнейшие перспективы развития системы образования степного края?
- Сегодня система образования округа продолжает успешно развиваться. Главный принцип – опережающее развитие. Я имею в виду внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Обновление содержания образования происходит за счет опережающего и поэтапного перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования. Опережение означает, что округ всегда в числе первых в экспериментальном режиме начинает внедрять реформы новации в целях подготовки педагогов к безболезненному переходу в штатном режиме на нововведения. Актуальным сегодня является совершенствование общественно-государственной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, поэтому растет роль педагогов дополнительного образования как важного фактора повышения социальной стабильности и справедливости в обществе.
Говоря о перспективах, то ставим задачи дальнейшего совершенствования окружной образовательной инфраструктуры, способной обеспечивать доступное и качественное образование, независимо от места проживания, состояния здоровья и степени социальной защищенности обучающихся, развитие их индивидуальных образовательных траекторий.
Это и повышение конкурентоспособности наших выпускников, педагогических и руководящих кадров.
- Затронет ли оптимизация образовательные учреждения округа? Если да, то каковы ее вероятные последствия?
- Да, эта проблема существует, и она типична для всей страны, в условиях нашего округа, учитывая особую ментальность, мы целенаправленно сохраняем школы на уровне среднего общего образования, ставя при этом задачу обеспечения школами качественного образования, поиска муниципальными районами новых форм и методов работы, которое Дульдургинский и Могойтуйский районы успешно реализуют. Агинский район начал реализацию региональной инновационной площадки стандартов старшей школы на основе сетевого взаимодействия.
- Школы окружного центра переуплотнены. В ближайшем будущем будет ли прорабатываться вопрос строительства новой школы?
- Да. Одним из путей решения данной проблемы видим в строительстве здания начальной школы или пристройки к Агинской средней школе № 3. Проектно-сметная документация здания находится на стадии прохождения экспертизы, поэтому у нас есть большие надежды, что в будущем году наш регион попадет в федеральную программу строительства новых школ.
- В последнее годы уделяется особое внимание одаренным или высокомотивированным детям. Какая работа проводится в данном направлении?
- На протяжении нескольких лет мы актуализировали направление «Одаренные дети – будущее Аги» согласно принципу «одарен каждый ребенок, нужно лишь создать условия». С этой целью на территории округа организована сеть ресурсных центров на базе лучших средних образовательных учреждений, которые по инженерно-техническому, этнокультурному, профильному, военно-патриотическому направлениям работают системно. Другие центры, организованные недавно, работают в этом направлении и накапливают необходимый опыт. Буквально в конце прошлого учебного года был организован ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на базе Агинской СОШ №2, которая стала одним из победителей среди российских сельских школ по разработке основных образовательных программ.
Следующей точкой роста является Всероссийская научная программа для детей и молодежи «Шаг в будущее», начатая в 1999 году. С 2009 года Агинская окружная гимназия стала головным территориальным центром программы по Забайкальскому краю. Ежегодно на всех этапах участвуют более тысячи увлеченных детей из районов края. Дети из окружных школ традиционно были сильны в социальных, гуманитарных, культурологических направлениях. В последние пять лет наметилась приятная тенденция – наши дети завоёвывают призовые места по таким сложным областям, как радиотехника, машиностроение, моделирование и конструирование.
Развитие способностей всех детей мы видим в потенциале дополнительного образования и внеурочной деятельности в школе. Учитывая специфику дополнительного образования, которая состоит в добровольности обучения и свободе выбора образовательной программы, можно делать вывод, что 88 процентов детей имеют возможность для индивидуального развития в организациях дополнительного образования.
- Какие меры предпринимаются по сохранению и развитию бурятского языка в округе?
- В эпоху глобализации возрастает учебная нагрузка на детей, есть опасность сокращения часов по изучению родного языка и данная проблема решается - в 2009 году была утверждена краевая долгосрочная целевая программа «О сохранении и дальнейшем развитии бурятского языка». Общий объем финансирования программы на четыре года составлял 9 млн. 500 тысяч рублей. Всего на реализацию программных мероприятий за 2010-2013 годы направлены 2 млн. 207,8 тысяч рублей или 23,2 процента от утвержденного объема финансирования, что не позволило в полном объеме реализовать цели программы и достичь качественных результатов. В настоящий момент, согласно государственной программе «Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа на 2014-2020 годы» по пункту «Меры по популяризации изучения бурятского языка», производится финансирование по проведению мероприятий и приобретению учебно-методического комплекта по бурятскому языку. За эти годы закуплены учебники по бурятскому языку для учащихся начальной школы, а также учебники для 11 класса. С 2014 года в образовательных учреждениях округа два раза в год, в феврале и октябре, проводится месячник бурятского языка.
Системная работа в округе по развитию бурятского языка дает положительные результаты. Сравнительный анализ изучения бурятского языка за пять лет показывает переход от факультативного изучения предмета на программу интенсивного обучения. Также количество детей, не изучающих родной язык, снизилось с 16 до двух процентов. В соответствии с региональным учебным планом на этот учебный год предусмотрено изучение родного языка и литературы как обязательный предмет в объеме четырех часов в неделю, по программе интенсивного обучения - в объеме три часа в неделю.
В плане преподавания бурятского языка встречаются проблемы, связанные с острой нехваткой учебников и обновлением содержания УМК (учебно-методического комплекта). Необходимо продолжить работу по созданию УМК, разработке целостной линии с 1 по 11 классы и приобретению новых учебников бурятского языка и литературы.
- Какая работа ведется с выпускниками окружных школ для их дальнейшего обучения? Есть ли трудности в этом вопросе?
- Сдача единых государственных экзаменов дала возможность выпускникам поступать практически в любое высшее учебное заведение страны. Администрацией округа в данном вопросе ведется целенаправленная работа по квотно-целевой кампании - каждый год подписываются договора с ведущими вузами. Остается проблема возврата и закрепления наших выпускников на местах, в связи с чем в школах округа, в данный момент, существует большая проблема нехватки учителей математики, физики. Поэтому призываю наших выпускников использовать возможность поступления в ведущие вузы страны по данным специальностям с последующим трудоустройством в школах родного округа.
- Что хотелось бы пожелать коллегам в профессиональный праздник?
- Высокое звание педагога для каждого из нас наполнено особым смыслом. Учителя остаются в нашей памяти на всю жизнь, дают нам не только знания о мире, но и помогают открыть самих себя, воспитать характер, найти свое место в жизни.
Работа учителя во все времена была подвижнической: чтобы быть настоящим учителем нужно отдавать и душевные, и физические силы, и время, отказывая во многом себе и своим близким.
Большое спасибо вам за этот труд! Пусть ученики радуют вас своими успехами, а энергия, терпение, постоянное творческое горение будут вашими постоянными спутниками! Здоровья вам, счастья, радости и благополучия!
- Спасибо за беседу.
Зорикто Олзоев