Родная улица моя!
Я родилась в селе Агинское в 1931 году. С 1936 года постоянно живу на улице Ленина. Родной моей улице. Помню, раньше почти у каждого дома были садики, росли черемуха, березки, дикая яблонька… На лавочках рядом с домом вечерами отдыхали соседи после рабочего дня, бабушки, дети. В центре села были столовая и магазин «Весна», здания которых и сейчас существуют. На углу улиц Ленина и Комсомольская – деревянная студенческая столовая, напротив – красивый Свято-Никольский храм. В 1937-38 годах храм разрушили. Народу тогда собралось много, и мы, дети, тоже за своими мамами побежали. Но нас быстро отправили по домам. Многие плакали, крестились, читали молитвы… А мне, семилетней девчонке, и в голову не могло тогда прийти, что спустя полвека – в 1990 году – придется собирать подписи людей, чтобы начать восстанавливать наш храм. И вот уже 25 лет наш родной поселок украшает величественный православный Свято-Никольский храм. Но я хочу рассказать о людях моей улицы.
Июнь 1941 года. День был солнечный, в четыре часа дня жители села стали собираться около окрисполкома (находился рядом с храмом). Было как-то тревожно. Мы, ребятишки, тоже побежали за взрослыми. Многие плакали. Что случилось? Оказалось – война!
Почти из каждого дома нашей улицы кто-то уходил на фронт. И почти всех я помню. Кто-то вернулся, кто-то нет.
Татауров Давид Григорьевич и его сын Василий, братья Изралевичи (одного звали Андрей, другого не помню), Прокопий Колоколов, Александр Черников, пройдя все фронтовые дороги, вернулись живыми. Николай Егорович Ларионов тоже остался жив – был ранен, пришел с черной повязкой на глазу. Это наш довоенный киномеханик.
Красавица Аня Лабунская, фронтовичка, вскоре после войны уехала с мужем из Агинского.
Родные Анатолия Александровича Фалилеева, 1925 г.р., получили от него последнее письмо из г.Калинин. В сентябре 1944 года пропал без вести, так до сих пор о нем ничего неизвестно.
Василий и Афанасий Потехины вернулись, а вот их брат Поликарп погиб. Какая радость была после войны у соседей Пляскиных! Все – Иван, Георгий, Григорий, Иосиф – возвратились домой.
В июле-августе 1945 года по улице Ленина через Октябрьскую (ныне – Цыбикова) на мост в сторону Цасучея шли машины, колонны солдат. Мы, ребятишки, стояли на площади возле хлебного магазина, стояли с вечера – хлеб был по карточкам. И вдруг слышим голос из солдатского строя: «Девочки, бегите к деду Семену, скажите, что мы здесь…». Мы с Полиной Татауровой (Крупенниковой) бегом до деда-соседа: «Дедушка, там ваши сыновья Григорий и Иосиф». Дед растерялся: «Если соврали, кнутом отстегаю!». Сел на коня и помчался догонять. Встретился, увидел.
Татауров Сергей Александрович вместе с нашим учителем Лыксоком Эрдынеевичем Эрдынеевым ушел в армию еще в 1940 году, был танкистом, воевал на Курской дуге, горел, но чудом остался жив – подобрали санитары. Долго лечился в госпиталях, снова воевал, снова был ранен, но вернулся домой. Еще одна из Татауровых – Антонина Васильевна – воевала, вернулась.
На восточном фронте воевали Липадий Егорович Ларионов, Николай Бургачев и его дочь Анна, Николай Кирьяков. Улица наша встречала победителей – Федора Ларионова, Ивана Щукина (сын его Василий погиб), Петра, Павла, Давида, Иннокентия, Дмитрия, Петра, Николая, Георгия Татауровых, Данила Чистохина, Альберта Зубова. Из многочисленной родни Татауровых Тимофей погиб, Михаил умер от тяжелых ранений уже дома.
В нашей семье тоже немало участников Великой Отечественной войны – мой отец Семен Васильевич (служил на восточном фронте), сестра и братья. В августе 1943 года мою сестру Марию и еще двух девушек (одна из Дульдурги, другая из Ара-Или или Бальзино) мобилизовали, увезли во Владивосток, затем эшелон отправился на запад. При подъезде к фронтовой полосе попали под бомбежку. Многие погибли, были ранены, контужены… Как уцелела сестра, она никогда не рассказывала…
Брат Василий Аслезов после десятого класса в 1940 году попал служить в морфлот. Было ему 17 лет, только в 1942 году пришло от него первое письмо – что были в походах в Китае, Японии, Корее, Индии, на Цейлоне, в Австралии. Вернулись на Родину – а тут война. Младший лейтенант Василий Семенович Аслезов участвовал в военных действиях в составе 1309-го истребительного противотанкового артиллерийского полка 15-й армии второго Дальневосточного фронта. Вернулся домой в 1949 году.
Другой брат – Михаил Семенович, 1926 г.р., мобилизован в 1943 году. Участвовал в Маньчжурской операции на Чанчунском направлении, освобождал города Мукден и Порт-Артур, после окончания второй мировой войны служил в роте охраны штаба 39-й гвардейской армии. Эта часть прибыла на восток из Кенигсберга, вернулся Михаил тоже в 1949 году.
Павел Аслезов участвовал в боях на Курской Дуге, погиб, захоронен в г.Белгород (Павел Петрович был до войны председателем колхоза «Коммунизм», Ушарбай).
Михаил Иванович Слободчиков, 1927 г.р., в 17 лет попал на фронт, служил в в/ч 45483 связистом, вернулся со службы только в 1951 году.
Вот на фотографии – фронтовики-связисты Агинского узла связи Слободчиков Михаил, Ларионов Дмитрий, Кузнецов Гавриил, Захаров Александр.
Закончилась война. И снова улица Ленина встречала своих фронтовиков-победителей. Шли и шли через село Агинское колонны машин с восточного фронта – домой!
После войны наша родная улица начала застраиваться. Сейчас остались несколько домов, построенных, наверное, еще первыми поселенцами – под номерами 14, 27, 28, 29, 35. Старожилов осталось только трое – я, Иван Семенович Аслезов, Вилор Степанович Баранов.
Родная улица моя! Сколько всего ты видела! И сколько еще предстоит увидеть… Вот и 70 лет уже Великой нашей Победе!
Тамара Семеновна Слободчикова (Аслезова), пос. Агинское.
Фото из семейного архива, из архива группы Aga-foto