Главная » 2015 » Сентябрь » 22 » Река Онон - степи моей царица

Река Онон - степи моей царица

22.09.2015 в 14:24 просмотров: 2439 комментариев: 0

Как стрела летит дорога из поселка Агинское до села Нижний Цасучей. Нас, журналистов, везет Батор Чимитдоржин из общественного клуба краеведов Агинского округа «Алтан жаса» на освящение «Онон Хатан эжын ордон» ( Дворца Матери-княжны Онон). По дороге он то и дело ведет разговор по сотовому телефону с коллегой из клуба Базаржабом Батомункиным. Собственно общественная организация «Алтан жаса» и выступила инициатором строительства этого храма. Получив благословение в Агинском дацане, организаторы приступили к стройке.


Инициативу «Алтан жаса»  поддержали жители села Будалан. На земле этого сельского поселения началось воздвижение религиозного объекта. Не остались в стороне соседние села Кункур и Нижний Цасучей Ононского района. Многие жители не только нашего округа, но и других селений и городов откликнулись на эту идею. 
Был создан оргкомитет строительства культового объекта. Председателем стал глава Агинского района Жаргал Жапов - уроженец села Будалан.
Не проходит и часа - мы на месте. Здесь, у  федерального моста, на большом холме возвышается белокаменное здание. Рядом развернуты гостевая юрта, шатры и палатки. С высоты хорошо просматривается широкая река Онон с притоками и крутыми берегами. 
Еще весной дид хамбо Цырен-лама и шэрэтэ Агинского дацана Бадма-лама гаданием «шоо хаялга» определили место расположения религиозного объекта.
- Место выбрано не случайно, - рассказывает председатель клуба «Алтан жаса» Базаржаб Батомункин. - Именно здесь, на берегу священной реки Онон, наши предки отстояли свои земли от захватчиков-маньчжуров. Эта земля связана с национальным героем Бабжи Барас Батором. До нас дошла легенда, что он стрелял из лука в сторону врагов с горы до другого берега Онона (расстояние около километра). Рядом урочища, связанные с богатырем, - Большой Батор, Малый Батор. Здесь же известные всему краю природные памятники: Сэрэг Нарhан (Сосновое войско), Тогоон шулуун (Камень - котел). 
К месту освящения подъезжа-
    ют ламы, верующие. Гостей встречают горячим чаем. Из динамиков звучат бурятские песни. На поклон к реке многие пришли в национальных дэгэлах. Все с интересом рассматривают здание «дворца». 
Оно построено по чертежам архитектора Далая Дашиева из поселка Агинское. «Дворец» выполнен в виде восьмигранника. Шириной больше четырех метров и высотой до шпиля около восьми метров. Крыша здания с легким изгибом и напоминает буддийскую пагоду. Фронтон крыши разрисован яркими узорами в стиле «ласточкино гнездо». Место поклонения охраняют четыре льва, покрытые золотой краской.
В здании на почетном месте - большая картина «Онон хатан эжы» - творение художника Ларисы Эрдэнеевой из поселка Могойтуй (на снимке). Писала она картину почти все лето. В дацане дид хамбо Цырен-лама определил основные каноны этой живописи. Онон хатан с бездонными синими глазами в богатой национальной одежде. Головной убор бурят-монгольской княгини с драгоценными камнями и серебром.  Хатан сидит на троне у берегу реки с приспущенной ногой в реку. В правой руке держит загаhан тоолэй (подношение рыбой), в левой руке бумба - символ богатства. Перед княгиней   божество Лусад (хозяин воды) в виде змеи с полуоткрытыми глазами. На заднем плане - вершины гор Алханая, Хаан уулы, с другого берега, с монгольской стороны, возвышается гора Хухэ уула. Также прописаны другие вершины гор, пять видов домашних животных. В реке царь рыба - белуга, рыбки, змеи, черепахи, морские звезды. В середине реки камень Чинтамани (Зэндэмэни). В буддийской философии этот камень исполняет желания верующих и принадлежит бодхисатве Авалокитешваре (Арьяа Баала) -  воплощению бесконечного страдания всех Будд.
Глава буддистов Забайкалья 
    дид хамбо Цырен-лама с настоятелями и ламами дацанов Агинского округа и Ононского района проводят освящения «дворца» Онон хатан эжы. Под звучанье колокольчиков ламы читают мантры. По степи разносится легких запах благовоний. И тут высоко в небе над местом освящения начинают парить орлы-беркуты. Как будто на крыльях этих птиц прилетела сама Хозяйка реки Онон…
Завершая освящение, верующие с ламами трижды обходят «дворец» по ходу солнцу. После обряда далгаа все брызгают в сторону реки Онон сэржэм, молоко, чай.
После обряда освящения - награждение инициаторов проекта от администраций Агинского округа, Агинского района, оргкомитета строительства и Агинского дацана.
Праздник продолжается большим концертом артистов Агинского и Ононского районов. Звучат бурятские, казачьи народные песни и танцы, стихи, посвященные реке Онон. Ведущие завершают концерт волнующим четверостишьем: /Река Онон – людских путей начало. /Ведь и меня твоя волна качала. /Твоих глубин испить и не напиться. /Река Онон – степи моей царица!
После концерта начинается бурятская борьба барилдаан. Борцы перед схваткой на зеленом ковре из трав исполняют танец орла. Стрелы метких мэргэнов  под одобрительные возгласы болельщиков поражают цели. Наездники напоили своих коней в реке и готовы к скачкам. 
«Игры трех мужей» выявили абсолютных победителей. В национальной борьбе «Барилдаан» не было равных знаменитому борцу Цыбику Максарову. Самым метким стрелком из бурятского лука оказался Насан Намсараев. Оба спортсмена из села Урдо-Ага Агинского района. Быстрыми скакунами местных пород оказались лошади из сел Токчин и Хара-Шибирь Могойтуйского района.
В ходе торжеств прошел конкурс на лучшую национальную одежду.
В шатрах местные повара – учителя Будаланской средней школы - приготовили угощения для гостей. 
И кажется, что рядом со всеми у величественной реки радовалась народному гулянью у себя во «дворце» и Онон хатан эжы…

 Сергей ДОРЖИЕВ.
 Фотоколлаж автора.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES