Промашка Папы Римского
О том, каким предстает образ бурятского народа во внешнем мире
Высказывание понтифика о жестокости бурят, наряду с чеченцами, вызвало огромный резонанс в бурятском мире. Что это? Клеймо на нашем народе или, наоборот, своеобразная медаль за доблесть? Впрочем, есть и чёткая, лаконичная формулировка на этот счёт в Телеграм от забайкальского сенатора Баира Жамсуева: «Папа Римский - расист. Без комментариев». Но не каждый день лидер самой многочисленной в мире конфессии (1,3 млрд. католиков) выдаёт о бурятах такой громкий пассаж, и он, наверняка, будет иметь далеко идущие последствия как во внешнем восприятии народа, так и в собственной самооценке.
Итак, какими мы, буряты, предстаём во внешнем мире? Какой образ сложился о нас? Соберём в одну кучу наши известные бренды: Байкал, Хамбо-лама Итигэлов, Иволгинский дацан, шаманы и буузы. Байкал - это наше вечное всё. Феномен Нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова прогремел на весь мир всего лишь 20 лет назад. Иволгинский дацан - это центр российского буддизма. Шаманы были всегда. А буузы - наш главный кулинарный бренд. Да, и более десятка лет назад «выстрелил» в глобальном арт-пространстве скульптор Даши Намдаков.
В советское время на Западе стал известен Бидия Дандарон, буддийский философ и йогин. Он впервые соединил древние практики и философию с современными научными знаниями и бросил клич: «Тантра на Запад!», открыв буддистам окно в Европу и став предтечей тибетских учителей-эмигрантов. Но его знают только в узких религиозных и научных кругах.
Как видно, составляющие нашего многогранного образа принадлежат к духовной сфере, кроме бууз. Наш Байгал-далай весь «утыкан» священными объектами, у которых есть свои небесные хозяева: полуостров Святой нос, остров Ольхон, Шаман-камень, да и всё наше Око Земли в целом представляет собой Священное море. А когда несколько лет назад по Евроньюс показали ролик про Бурятию, его бурятскую национальную культуру, представили медитативные пения лам, а затем боевую пляску шаманов (наподобие чеченского зикра) под грозный грохот бубнов.
Это и есть коллективное высокодуховное лицо бурятского этноса. Но на глубинном уровне бурят - это ещё и чабан, и охотник, и землепашец, и рыбак. Он - человек гор, тайги, степей, нашего моря – Байкала и Улан-Удэ, столицы бурятского мира. Как сказал Хамбо-лама Д.Аюшеев по поводу слов Папы Франциска: «Думаю, европейским латинцам непонятно, что жизнь в холодной Сибири и на Дальнем Востоке делает людей более стойкими, терпеливыми и выносливыми к различным невзгодам». Эта гармония силы и духа, его милосердие и гуманность есть воплощение лучших черт бурятского народа.
Ещё три года назад один знакомый съездил на Родину, в Харьков. Вернувшись, он рассказал про «боевых бурят», о том, как их знают и боятся на Украине. Знают и боятся не как «мясников», а как бесстрашных воинов. Это были добровольцы, самые мотивированные и отчаянные такие, как Ваха – Владимир Анданов. Их было немного. Но вот началась специальная военная операция, и буряты оказались одними из наиболее заметных её участников. Заметными настолько, что на Западе уже складывается или старательно культивируется образ «дикого и жестокого» бурята. Таким же, каким был когда-то образ свирепых монголов Бату-хана, в ходе одного похода, разгромившего всю Восточную Европу.
Так стоит ли обращать внимание на слова понтифика? Безусловно, стоит. Слишком, слишком дорогую цену мы платим за это… Но нужно отделять мух от котлет, а истину от политики и пропаганды. В разные времена на авансцене оказываются разные представители народа. В это суровое время вперёд закономерно вышли воины. Как сказал Алексей Цыденов: «И если наших воинов заметили, значит они хорошо делают свое дело. Ребята, мы вами гордимся! Бог с теми, за кем правда!»
А.МАХАЧКЕЕВ, г.Улан-Удэ.
фото из интернета