Прогулки по Агинскому с Баиром Жамсуевым
О локальном опыте степной урбанистики
Агинское – красивейший городок в Забайкалье и, возможно, на всем Дальнем Востоке и Сибири.Сразу оговорюсь, официально это поселок, но по сути своей это город, пусть и небольшой.
Таким он стал не вдруг и не случайно. И как у любого преображения у него есть автор – Баир Жамсуев, экс-глава Агинского Бурятского автономного округа (АБАО), а ныне член Совета Федерации от Забайкальского края.
Почему именно он? Перемены в постсоветской Москве ассоциируются с именем Лужкова, постсоветского Улан-Удэ – с Айдаевым. Так было всегда. В XIX веке барон Осман перестроил Париж, и это до сих пор определяет его современный облик. Город может иметь главного архитектора и Генплан, но в конечном итоге все определяет политическая воля, энергия и предприимчивость его мэра. В случае Аги подлинным архитектором радикальных перемен, как в целом в жизни округа, так и во внешнем виде его столицы был Баир Жамсуев.
В силу своей журналистской работы я имел возможность наблюдать за процессом в течение многих лет и даже отразить это в книге «Агинский вираж», вышедшей в 2007 году. То был взгляд со стороны, и с тех пор прошло достаточно лет, чтобы объективно оценить сделанное и услышать версию самого автора. В жанре, отдаленно напоминающем «Прогулки по Кутулику» Вампилова. Хотя при первом обсуждении идеи репортажа «Прогулки по Агинскому с Жамсуевым» Баир Баясхаланович сразу заявил, что это была командная работа…
Шпиль и золотые купола
Разговор шел в кабинете сенатора в Администрации округа. Сейчас это красивое здание, эдакий местный Белый дом. Раньше это была невзрачная коробка, к которой сделали пристрой, башню с часами, а на нее водрузили высокий шпиль. Здание заиграло, стало действительно отвечать своему статусу официальной резиденции руководства самостоятельного региона и центра его общественно-политической жизни.
Другое здание, равнозначное ему в смысле организации пространства вокруг себя, - это Святоникольская церковь. Храм небольшой, соразмерный поселку, но его большой купол, кажется, заливает блеском своего сусального золота всю центральную площадь под ним. Как пел Высоцкий: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…» И Господь, по всей видимости, не оставляет без внимания агинчан.
- Здесь располагались кочевья агинских бурят, - рассказывает Баир Баясхаланович. – А потом появились дома русских переселенцев – их имена известны и, конечно, православный храм. О строительстве каменной церкви хлопотал Петр Бадмаев (бывший искренне верующим христианином. Авт.). Он убедил внести основной вклад цесаревича Николая. Освятили храм в 1905 году. И ровно через сто лет епископ Евстафий освятил новую, возрожденную церковь!
Степные моряки
Мы с Жамсуевым идем по улице. С ним поминутно здороваются, пожимают руку, задают вопросы и просят сделать с ними селфи. Заходим в спортивный комплекс «Баатар». «Это подарок агинчанам от Хамзата Гуцериева, - говорит он. – Он был нашим представителем в Совете Федерации и построил его на свои собственные средства». А я вспомнил, как в середине нулевых, ходил в новехонький 25-метровый бассейн комплекса. Из взрослых в него ходили только сам Баир Жамсуев и Владимир Цэдашиев, глава Агинского района, не забывший как в Улан-Удэ их в шутку величали «степными моряками». Тогда уже работали приглашенные тренеры, и сейчас выросло новое поколение степняков, любящих плавание. Свидетельство чему стеклянный шкаф, сплошь уставленный кубками, дипломами и грамотами.
Бассейн «Баатара» был закрыт на летнюю профилактику, а вот гимнастический зал заполнен детьми. Несмотря на августовское затишье, отпуска и сенокос, будничная спортивная жизнь в поселке не затихает. Во дворе школы №1 стреляли лучники. Несмотря на юность, кандидаты в мастера спорта, и они готовились к Кубку России в Чите. Такое впечатление, что дети здесь поголовно занимаются спортом. В кафе болтают две тетки, и одна говорит другой: «Сын едет в Санкт-Петербург на чемпионат по дворовому футболу. Надо хоть немного денег дать».
Монументальный рай
Но вот мы подходим к скульптуре Даши Намдакова «Тyншэ» - «Четверо дружных». Она камерная, типично парковая, создана по мотивам известной легенды и изображает слона, обезьяну, зайца и лебедя.
- Даши тогда был уже известным скульптором, - вспоминает сенатор. – И я решил, что одна из его аутентичных и символичных работ обязательно должна быть у нас. В то время в Усть-Орде стояла его скульптура. А здесь стояла стела, посвященная Гомбожабу Цыбикову, ее мы перенесли во двор окружного краеведческого музея его имени. Это было логично, и она там хорошо вписалась.
В Агинском установлено множество монументальных композиций. При въезде из Читы гостей встречает тройка вздыбившихся коней, сокол сапсан на колонне, памятники Бальжан хатан и Бабжа-Барас батору. «Это ключевые фигуры для агинских бурят, - считает Жамсуев. – Основоположники агинского субэтноса». При этом Бабжа-Барас батору установлен еще один более внушительный памятник в центре поселка. У «Тyншэ» Намдакова также есть двойник, это старинная скульптура во дворе Агинского дацана.
Богато представлена военно-историческая тематика: отдельно стоящие танк Т-34 и артиллерийское орудие. В центре городка стоит мемориал «Аллея Героев» с бюстами. А на ближней сопке белоснежный мемориальный комплекс «Слава» – один из самых больших и величественных в Забайкалье. Его венчает композиция из устремленных в небо трех винтовочных штыков, символизирующих районы округа.Здесь же БМП, орудия и минометы. А на улице Алдара Цыденжапова в новом микрорайоне установлен знак в его честь в виде морского якоря, бурятского лука и звезды героя.
Будда Майтрейя и Будамшуу
Из буддийского изобразительного искусства самая грандиозная, имеющая большую историческую и духовную ценность скульптура - это восстановленный Будда Майтрейя. Он восседает в дугане Агинского дацана на кедровом ложе, весь покрыт сусальным золотом с матовым эффектом. У его подножия стоят еще двое прекрасно исполненных Будд. Вся композиция производит неотразимое впечатление, вызывая восторг и душевный трепет. Сама история его появления в 1889 году, нелегкая судьба в годы Советской власти и чудесное возвращение к верующим два года назад достойно отдельного описания.
А самая забавная и милая скульптура - это Будамшуу у киноконцертного зала «Амар Сайн», работа бурятского скульптора Геннадия Васильева.
В Агинском такое количество скульптур, стел и обелисков, что просто невозможно объять необъятное. Городок даже перенасыщен монументальными символами, особенно в сопоставлении с холодными, сугубо индустриальными городами, например, Ангарском. Что это если не целенаправленное утверждение своей особой идентичности – агинского субэтноса?
Ретроспектива
Впрочем, это и создание приятной и удобной городской среды. Здесь нет проблемы с мусором, множество урн, незаметные дворники и жители, приученные соблюдать чистоту…
- В лихие 90-е поселок имел самый жалкий вид, - вспоминает сенатор. – Не работали котельные, из окон торчали трубы буржуек, а во многих многоквартирных домах не было воды. В 1997 году пришла наша команда. Мы начали с элементарного наведения чистоты. Возродили бывшие в Дульдурге «чистые пятницы», весной объявляли месячники чистоты, определяли самые чистые и самые грязные села. Грязнулям вручали статуэтки поросят, и они всячески старались избежать участия в этой церемонии! Эти месячники вошли в традицию и проводятся до сих пор. А по Агинскому - столице АБАО - был принят специальный закон, разработана программа развития, открыто дополнительное финансирование, началась системная работа. Сейчас вы видите плоды этой работы.
На центральной площади установили плафоны, и каждое утро мы видели их разбитыми. Мальчишки хулиганили. Нам даже пришлось снимать плафоны, но постепенно их перестали разбивать. Вандализм исчез, а отдельная строка в бюджете Забкрая по Агинскому сохранилась.
Позднее, когда появились деньги, взялись за внешний вид зданий: покраска, ремонт, реконструкция. Реконструировали здания бывшего кинотеатра «Октябрь» - сейчас это киноконцертный центр «Амар Сайн», здания окружного Дома культуры, Дома печати и др. Вместо обветшавших строили новые здания с оригинальной архитектурой. Типовые проекты мы не брали. Каждый детский сад или школа имели свое собственное лицо. Центр поселка был заново отстроен. К 2007 году - году объединения с областью и создания нового Забайкальского края - мы не успели лишь приступить к обновлению инженерной инфраструктуры – тепло- и водоснабжению, канализации и прочего.
Восставший из пепла
В этот день мы посмотрели ухоженный и цветущий парк с Музеем природы и единственным в крае колесом обозрения – предметом особой гордости агинцев. Посетили, конечно, Агинский дацан, признанный центр буддизма. Восставший из пепла, а других слов просто нет, Согчен-дуган прошел очищение огнем и стряхнул с себя тлен столетий и пыль забвения. Его не узнать, храм, словно заново родился, он снова юн и прекрасен.
Жамсуев гладил колонны из кедра внутри дугана и говорил, что их привезли из Иркутской области, только там нашли столь мощные стволы. Мои агинские друзья как-то рассказывали, что все три года после пожара и до открытия храма он практически жил на стройке в каждый свой приезд.
Напомню, что Баир Баясхаланович добился включения Согчен-дугана как объекта культурного наследия в федеральную целевую программу «Культура России», по которой на ремонтно-восстановительные работы из бюджета государства было выделено поэтапно, в 2015 и 2016 годах, в общей сложности 103,5 миллиона. При этом ремонт еще не завершен…
Агинское – миленький городок
Сейчас Агинское - это озелененный, уютный и удобный для жизни городок, с насыщенной социально-культурной и бытовой инфраструктурой.Торговые центры, магазины и магазинчики, мастерские, салоны связи и парикмахерские, кафе и гостиницы. Здесь лучшие в крае школы, детсады, музыкальные и спортивные школы. Дети пешочком ходят на секции и кружки. Все в шаговой доступности и в полной безопасности. Стай бездомных собак, как у нас в Улан-Удэ, не видно. Такое общее впечатление вынес я после прогулки с Жамсуевым и потому перефразирую Чехова: «Агинское – миленький городок».
На второй день моего пребывания в Агинском Баир Жамсуев по поручению врио губернатора Александра Осипова осмотрел порядка пятнадцати строящихся и ремонтируемых объектов. Это школы, детсады, дороги, стадион, детские и спортивные площадки. До зимы они будут сданы в эксплуатацию. Представлял объекты мэр Агинского Буянто Батомункуев, молодой и эффективный менеджер. Сейчас он подхватил эстафету от Баира Баясхалановича в благоустройстве и дальнейшем развитии столицы Аги. Ну, а жители Бурятии смогут воочию увидеть плоды их совместного труда и тысяч агинчан в будущем году на «Алтаргане – 2020».
А.Махачкеев,
ИД «Буряад Унэн».
Улан-Удэ-Агинское-Улан-Удэ.