Продолжает ремесло предков
Закрепление молодежи на селе – актуальнейшая тема дня. Отток населения, а это, в основном, молодые люди, возник не сегодня, урбанизация, переезды, миграция в большие мегаполисы характерны по всему миру. Это планетарное явление. Но нас волнуют не мировые тенденции или тренды, а простой и короткий вопрос – кому жить и работать на селе сегодня, завтра?...
В стране за последнее время делается очень многое для того, чтобы молодые люди оставались на малой родине, реализуются целые нацпроекты «Демография», «Образование», «Культура», работают целевые программы, ЦЭР, по комфортной городской среде, физической культуре, спорту, жилищному строительству. Для молодых фермеров, владельцев ЛПХ действуют программы «Начинающий фермер», «Семейная животноводческая ферма», «Агростартап», «Дальневосточный гектар», двух-, трехпроцентная ипотека, специалистов - «Земский врач», «Земский учитель» и т.д. Главная цель этих многочисленных программ – закрепить молодежь на селе, остановить массовый отъезд в города, другие регионы. Через десяток лет могут исчезнуть целые поселения и малые села, а территории – обезлюживанию.
Конечно, не все так безнадежно и бесперспективно. На просторах агинской степи много молодых, связанных с родной землей – кормилицей. Стало больше фермеров, животноводческих ферм, сельских товаропроизводителей, предпринимателей.
На слуху имена владельцев земли, скота, молочных ферм, цехов по выпуску полуфабрикатов, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков и т.д.
Одним из тех, кто крепко взялся за традиционное занятие агинских бурят – скотоводство - через фермерство является Аяк Далаев (на снимке) из Кункура. Он - второй сын известного агронома СПК «Кункур» Балдана Доржиевича Далаева и, как говорится, помогая отцу с юных лет, впитал азы сельскохозяйственного производства – от сева пшеницы до содержания сельхозживотных. По журналистской работе Аяка знаю давненько, не меньше десяти лет, видел его профессиональный, жизненный рост и становление в настоящего хозяина, латифундиста и собственника. По своему характеру он сдержанный, малословный, но судя по делам и основательности, ему передались гены родителей – работящих и настоящих крестьян, на упорстве, желании и труду которых держится и живет село, не зарастают бурьяном луга и пашни.
- Крестьянско-фермерское хозяйство я зарегистрировал первого июня 2012 года, - рассказывает Аяк, - до этого советовался с родителями, в большей мере это совет папы - Балдана Доржиевича. Так я начал самостоятельное «плавание». Работы не боялся, так как трудился в коллективе зерноводов, и сельхозпроизводство знал изнутри, со скотиной обращаться тоже умел, о технике уже не говорю, уборка, сенокос – все прошел. Бесспорно, пример, поддержка и наставничество родителей имеет большое значение. Вот так в Кункуре появилось еще одно КФХ. Известно, что это село отличается наибольшим числом КФХ, семейных ферм, ЛПХ в округе. Привольные степи Приононья – идеальное место для содержания КРС, овец, лошадей и другой живности. Только не ленись!
В активе фермера 1000 га собственной и арендованной земли, 200 голов крупного рогатого скота местной породы, 80 лошадей.
- Овец пока не развожу, акцент делаю на КРС, - говорит фермер. На сельхозработах, сенокосе используются закупленные трактора МТЗ-82, два китайских «Фотона», косилки, грабли, пресс-подборщик ПР-180. Есть КамАЗ для вывозки рулонов и грузоперевозок. В сезон сенокоса привлекаются наемные работники. В наш приезд сенокосчик Зоригто Ванчиков исполнял обязанности повара. – Война войной, а обед по расписанию, - шутит он. – В страду полноценное питание многое значит, если сыт, то и дела спорятся.
- На зиму заготавливаем порядка 2000 рулонов сена, - продолжает Аяк Балданович, - косим с запасом, излишки продаем.
Собеседник малоразговорчив, знает вес своему слову. Биография фермера типичная для многих его сверстников. В 1989 году окончил Кункурскую среднюю школу, поступил на экономфак Читинского нархоза, параллельно продолжил трудовую деятельность в отцовской бригаде полеводов – возил бензин, солярку, вывозил зерно из-под комбайнов. Словом, с малолетства прошел хорошую трудовую закалку. У него надежный семейный тыл. Супруга Дарима Аюровна – медсестра хирургического отделения Агинской окружной больницы. Старшему сыну Лодону четыре года, второму – Сандаку девять месяцев – он любимчик двух бабушек и дедушек.
А.Б.Далаев реализует сено, скот на мясо, кроме того, у него закупают КРС владельцы бузных, кафе, грантовики для пополнения стада. – Если не болтать и лежать на диване, то можно заработать и жить достойно, не хуже, чем в городе, - считает молодой фермер. У него собственное видение развития сельхозпроизводства и неоднозначное отношение к формам государственной поддержки.
- Нас надо стимулировать, рентабельность низкая, огромный диспаритет цен, но гранты должны получать те, кто действительно желает трудиться на селе, вкладывает силы и средства в свое дело, - уверен он. – Настоящий фермер - тот, кто живет и работает в степи, на стоянке и использует выделенные деньги на долголетнее развитие.
Аяк Далаев действует по принципу хозрасчета – производство – реализация – доход. Иначе говоря, вылетишь в «трубу», и пока он не намерен претендовать на гранты, но поддержку настоящих начинающих фермеров, семейных ферм, агростартапы считает совершенно правильной. Хотя основой сельхозпроизводства, по его мнению, все-таки являются крупные производственные кооперативы, созданные на базе бывших колхозов.
Знаю, что многие ребята из поколения 80-х годов, выбравшие стезю фермерства, смело и плодотворно двигают свое дело, работают с перспективой и рентабельно. К примеру, Б.Батоев из Агинского занимается переработкой молока, Б.Цыденешиев из Челутая – разведением забайкальской тонкорунной породы овец, Ч.Цыренов из Кункура - также овец и КРС, имеет цех по изготовлению мясных полуфабрикатов. Это амбициозные и умные ребята, работающие по-современному и надолго. К ним можно отнести и Аяка Далаева, продолжающего ремесло своих предков на земле Кункура.
Арсалан ДОБЧИНОВ.