Пришло время усилить фундамент
О том, как может измениться жизнь государства после Общероссийского голосования по поправкам к Конституции, и о том, скажется ли это на историческом пути России, рассказал депутат Государственной Думы от Забайкальского края Николай Говорин (на снимке).
- Николай Васильевич, дискуссии по поводу поправок, кажется, не стихнут до самого дня голосования. С чем связан такой резонанс?
- Это вполне ожидаемая, я бы сказал, правильная реакция общества. Конституция, с точки зрения законодательства, главное, что есть у России. Это основа основ, своеобразный фундамент, на котором стоит право в стране. Любое изменение в этом документе обязательно повлечет за собой последствия, и только от всех нас зависит, позитивными они будут или нет.
- Но ведь уже известны все пункты, которыми предполагается дополнить закон. Какие последствия они предусматривают?
- Ну, здесь стоит во всем предметно разобраться. Начнем с того, что поправки разделены на семь основных блоков. Каждый из них отражает изменения в конкретной области, будь то вопросы безопасности и суверенитета России, социальной политики и культуры, полномочия президента, правительства, Федерального Собрания, вопросы работы прокуратуры и судебной системы, а также аспекты федеративного устройства и местного самоуправления. И в каждом из этих блоков есть очень серьезные и, на мой взгляд, нужные преобразования.
Один из главных разделов в пакете поправок касается безопасности и территориальной целостности. Россия - большая страна, самая большая на планете, поэтому сохранение территорий, где живут наши граждане, является безусловным приоритетом. Тут нужно сказать о нескольких важнейших мерах, которые в большей своей массе предусматривают ограничения для руководства страны и госорганов. Во-первых, на конституционном уровне закрепляется запрет открывать и иметь счета и вклады за рубежом для государственных деятелей, в том числе, для высшего должностного лица. Ограничения коснутся практически всех, кто влияет на жизнь людей: судей и прокуроров, депутатов и сенаторов, губернаторов и руководителей федеральных органов. Фактически служить на государственных должностях смогут исключительно те, кто не связан с другими странами ни финансово, ни своей гражданской принадлежностью, ведь запрет распространится и на наличие пас-
порта либо вида на жительство за рубежом. Такие дополнения сегодня особенно востребованы в обществе.
- Но это часть одного из блоков поправок. Там же речь идет о правопреемственности России и СССР и прочих моментах.
- Да, здесь же мы говорим о нашей стране как о государстве, объединенном тысячелетней историей. Ведем речь о сохранении памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, государственном единстве, мерах по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности. Важнейший пункт - верховенство законодательства нашей страны над международным. Это принципиальный момент, ориентированный на интересы России. В том случае, если люди поддержат поправки, Российская Федерация сможет не выполнять указания и решения, принятые за пределами нашей страны, которые противоречат Конституции. Правильно ли это? Жизнь показывает, что, связывая себя некоторыми договореннос-
тями по рукам и ногам, мы иногда вынуждены поступать не так, как это выгодно России. В ответ на это мы не получаем должного уровня поддержки со стороны наших зарубежных партнеров, поэтому, думаю, от некоторых вынужденных шагов будет весомый повод отказаться.
- Давайте поговорим о внутренней политике, а именно о самом обсуждаемом вопросе — изменении полномочий президента. Что Вы думаете об этом?
- Что касается так называемого «обнуления», о котором сегодня так много говорят, то да, действительно, поправки в Основной закон призваны уточнить, кто же вообще может стать лидером нашей страны. И тут все становится еще более жёстким. Согласно предложенным поправкам, главой государства может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 25 лет (сейчас 10), не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство за рубежом. Важно ли это? Учитывая международные реалии, обстановку в мире, это просто необходимо.
Мы понимаем, что положение, убирающее слово «подряд», относительно двух президентских сроков, безусловно, дает действующему президенту, настоящему лидеру нашей страны Владимиру Путину возможность продолжить руководство страной и после 2024 года. Но я уже говорил, что это - стратегический момент. По-моему, эти, как и другие преобразования, производятся с целью обеспечить политическую и экономическую стабильность в стране. Вместе с тем данная поправка прямо не указывает, что Владимир Владимирович, в случае одобрения россиянами такой меры, возможностью воспользуется. Я, честно говоря, так не думаю.
- Продолжим разговор о наиболее значимых монетах. В начале Вы сказали, что многие решения будут иметь серьезные последствия. Какие, например?
- Их много. Для меня, как для представителя Забайкальского края в Государственной Думе, важно, что расширяются наши полномочия в части контроля над работой органов исполнительной власти и Правительства России.
- А сейчас их недостаточно?
- Председатель ГД Вячеслав Володин, нужно отдать ему должное, уже сейчас проводит достаточно жесткую политику, когда министры приходят и выступают перед депутатами с докладами о каких-то важных законопроектах, особенно касающихся финансирования. Но влияние Государственной Думы будет более серьезным, равно как и Совета Федерации. Это не значит, что меняется сама вертикаль власти, однако сама архитектоника претерпит значительные изменения. Она станет более гармоничной.
На уровне Конституции также предлагается закрепить, что Государственная Дума будет утверждать представленную президентом кандидатуру председателя правительства, после чего он получит назначение главы государства. Председатель кабмина будет представлять депутатам ГД на утверждение кандидатуры своих заместителей и федеральных министров, за исключением руководителей силового блока, а парламент получит право принимать решение по представленным кандидатурам. В итоге мы видим, что президент делегирует депутатам часть своих полномочий, что, конечно, во многом усилит роль Думы на внутриполитическом поприще.
- Еще один наиболее интересный раздел, о котором сегодня, к сожалению, меньше всего говорят, касается взаимоотношений регионов и федерального центра. Это важно для всех без исключения субъектов РФ, в том числе, и для Забайкальского края. Насколько мы знаем, там есть серьезные преобразования. Давайте поговорим о них.
- С удовольствием, ведь этот блок, как мне кажется, на уровне Основного закона определяет базовые направления совместной работы регионов и Федерации. Главное здесь то, что Конституция нашей страны, на мой взгляд, будет определять единство системы публичной власти в Российской Федерации. В сознании граждан особо выраженной градации на уровне власти и так нет. Власть - это власть. Это целостная структура. На всех ступенях она обязана взаимодействовать для наиболее эффективного решения задач в интересах населения. А поскольку устанавливается солидарная ответственность за проводимую политику на всех территориях страны, органы государственной власти получат право участвовать в формировании органов местного самоуправления. Так появятся основания для ухода от тех противоречий, которые периодически возникают сейчас.
- Уже определены конкретные сферы, где усилия должны объединяться?
- Да, все они четко прописаны. Это установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, единая стратегия работы в области научно-технологического развития, совместные подходы в сельском хозяйстве, общие вопросы молодежной политики, обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи и так далее. Пунктов много, и каждый из них, я думаю, очень важен.
- Не спросить Вас чуть подробнее о здравоохранении было бы неправильно. Есть ли тут какие-то принципиальные моменты?
- Принципиально то, что доступность и качество медпомощи будет гарантироваться Основным законом. Это важнейшая тема, которой я на протяжении нескольких лет занимаюсь в специальном мониторинговом Центре ОНФ. Тут нужно сказать и о нашей инициативе, которая затрагивает проблему формирования ответственного отношения граждан к своему здоровью. Эту поправку мы внесли от центрального штаба Общероссийского народного фронта. Все это не просто слова, а тезисы, на которых будет выстраиваться работа нескольких поколений россиян.
Еще немаловажным моментом является наделение органов местного самоуправления полномочием обеспечивать доступность медицинской помощи. Это новелла. На деле, в случае вступления поправок в силу, укрепление здравоохранения станет задачей всех без исключения органов власти.
При этом изменения укрепляют и расширяют не только эти, но и другие социальные гарантии. Прописывается обязательная индексация пенсий, проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, развития системы социальной защиты инвалидов и многое другое. Считаю, все это — фундаментальные нормы, нуждающиеся в закреплении в главном законе страны.
- Николай Васильевич, общенародное голосование совсем скоро пройдет во всех уголках нашей страны. Что нужно знать гражданам в преддверии этого события?
- Нужно не просто знать, нужно понимать, что от выбора людей, их вовлеченности в эту тему во многом зависит будущее нашего государства, зависит то, каким оно будет спустя годы. И если любой желающий откроет текст поправок и внимательно ознакомится с ним, к чему я всех настоятельно призываю, станет понятно, для чего нужны изменения и почему они предлагаются именно сейчас. Выбор каждого из нас, каждого гражданина нашей страны сегодня особенно нужен России. Поэтому важно все обдумать, сделать выводы, принять выверенное и осознанное решение. Все в наших руках.
- Спасибо за интервью. Напомним, Общероссийское голосование по поправкам к Конституции будет проведено первого июля. Но проголосовать можно будет и до этой даты - с 25 июня.
Беседовал Игорь Сотов