Главная » 2015 » Март » 30 » Преподавание бурятского языка сегодня

Преподавание бурятского языка сегодня

30.03.2015 в 17:19 просмотров: 1546 комментариев: 0 Образование

В последнее время все чаще и громче начали звучать лозунги о том, что необходимо начать интенсивную и продуктивную работу по сохранению бурятского языка и литературы. И на это есть объективные и реальные причины. Особые опасения и тревога людей заключаются в том, что часть молодежи и подрастающего поколения перестает говорить, знать, понимать свой родной язык. Цепочка «семья-школа-общество» применима и для этой проблемы. Ребенок начинает познавать мир в семье, далее его познания расширяются в школе, где он начинает социализироваться и общаться с другими. Поэтому ключевым моментом в деле сохранения и развития родного языка является роль родителей. Школа, же, несомненно, вносит свой вклад в это благородное дело. Мониторинг показал, что существуют недочеты и проблемы, однако немало и положительных изменений.


 


 

В двух форматах


Одним из самых больших достижений совместных усилий Администрации округа, методических служб является то, что с 2012 года в школах округа бурятский язык изучается в двух форматах: бурятский язык как родной (по программе, рекомендованной Министерством образования Республики Бурятия) и бурятский язык по программе интенсивного обучения (учащиеся, не владеющие родным языком или ранее не изучавшие бурятский язык). 


Интенсивное обучение ставит задачу овладения большим объемом языкового материала за короткий промежуток времени (2-3 часа в неделю). Главная проблема заключается в том, что в поселковых школах уровень владения бурятским языком среди учащихся в одном классе имеет огромную разницу. Если программа интенсивного обучения подразумевает обучение детей, владеющих бурятским языком на разговорном уровне, то в настоящее время большое количество детей не владеют элементарным запасом лексики на бурятском языке. Необходимо отметить вопрос отсутствия адекватного учебника для детей, слабо владеющих бурятским языком и изучающих по программе интенсивного обучения. Если ранее для детей начальной школы рекомендовался учебник «Эрдэни» (автор Э.П.Нанзатова.), на II ступени - «Буряад хэлэн» (авторы Ц.С.Жанчипова, О.Ш.Цыремпилова, разработанные на основе биоадекватных технологий), то с 2013 года отдельными школами приобретен новый учебно-методический комплект «Алтаргана» для 5, 6, 7, 8 классов (автор С.Ц.Содномов). 


Несмотря на то, что появляются новые УМК, учебников по бурятскому языку и литературе не хватает, многие учащиеся занимаются по морально и материально устаревшим книгам. Приобретение учебников по бурятскому языку на средства субвенций школами идет по остаточному принципу, в первую очередь закупаются учебники по предметам, по которым сдают ОГЭ, ЕГЭ. 
В преподавании бурятского языка в сельских малокомплектных школах уместно использовать технологию разновозрастных групп. В последние годы наработан опыт в данном направлении учителями Хилинской, Нуринской школ. 


В этом году в связи с уменьшением количества часов на бурятскую литературу (один час) в 5, 6, 7 классах особую актуальность приобретает использование самых современных образовательных технологий таких, как модульное обучение, метапредметный подход, театральная педагогика, событийный подход. Они предполагают за небольшое количество часов освоение большого объема учебного материала. Поэтому на проблемных курсах учителя учатся создавать тесты в облачных технологиях, разрабатывать программы образовательных событий, составлять проектные задачи и т.д. 


Кадры решают все


Качество преподавания бурятского языка, безусловно, зависит от кадрового состава учителей. Всего учителей бурятского языка и литературы пятьдесят шесть человек. Высшую квалификационную категорию имеют 13 учителей, что составляет двадцать три процента от общего числа. Более половины учителей не имеют категории, в основном молодые специалисты, учителя-совместители.  
Из общего анализа ситуации следует вывод, что в округе увеличился процент учащихся, изучающих бурятский язык как родной, с пятидесяти пяти до шестидесяти семи процентов. Наблюдается уменьшение количества учащихся, изучающих родной язык по программе интенсивного обучения, все, кто владеет бурятским языком, изучают его как предмет. Положительно оценен факт значительного уменьшения такого показателя, как «не изучают родной язык». 


Более отчетливо о выводах скажут цифры. Так, в 2009 году бурятский язык как предмет изучало 55 процентов школьников, в текущем году – 66,9. В 2009 году шестнадцать процентов детей-бурят вообще не изучали бурятский язык. Факультативно занимались двадцать восемь процентов, в этом году эта цифра почти сошла на нет -  0,2 процента. Это говорит о том, что вместо изучения языка по выбору, факультативно, дети бурятской национальности изучают его как обязательный предмет. 


Таким образом, руководством округа, школами  и методическими службами прилагаются усилия по созданию условий для преподавания бурятского языка и литературы как обязательного предмета. Вместе с тем, существенную роль в сохранении языка играет среда, в которой воспитывается ребенок, т.е. семья.

 


 

М.БАТУЕВА, сотрудник Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES