Предпринимательство в традиционном восприятии агинских бурят
Открытие нового, неизведанного примечательно своей новизной, но насколько это новшество долго останется в памяти народной зависит от того, какую цель поставил автор при создании своего проекта. Если для личного обогащения, то оно быстро затеряется в череде событий, а предприятие, созданное во имя процветания своего народа, Родины, останется на века в памяти благодарных земляков. К сожалению, многие предпринимательство рассматривают как средство наживы, чтобы стать владельцем собственности, приобрести источник неиссякаемого богатства в личных интересах.
Вот эту тонкую разницу отличия между личным обогащением и трудом во имя благополучия своего народа подметил истинный пат-
риот солнечной Бурятии, доктор исторических наук, заслуженный профессор Байкальского университета права и экономики, почетный академик Академии наук Монголии Юрий Васильевич Кузьмин, когда счел нужным озаглавить свой многолетний труд о нашем знаменитом земляке так: «Доктор П.А.Бадмаев: ученый, дипломат, предприниматель».
Описывая его жизнедеятельность, как его биограф, он четко выделил дальновидную политику и практические дела П.А.Бадмаева во славу нашей многонациональной страны, подкрепляя эту точку зрения его проектами и успешными делами во внутренней и внешней политике государства, несмотря на серьезные противодействия и непонимание со стороны царедворцев. Созданные им предприятия, в том числе «Торговый дом Бадмаевых» стал своеобразным брендом агинских бурят, способствовал открытию газеты «Жизнь на восточной окраине» и гимназии для детей бурят в г.Санкт-Петербург, существовавшего на собственные средства П.А.Бадмаева. Огромное значение имели эти новшества в деле просвещения и адаптации бурят, оказавшихся на окраине российской империи на рубеже ХХ века, к европейской цивилизации.
Благородные цели П.А.Бадмаева были в духе традиционного предпринимательства кочевых народов, которые превыше всего ставили интересы общества над личными. Такой принцип был обусловлен особенностью кочевого образа жизни, где обходились самым необходимым для жизнеобеспечения.
Основной причиной был практический здравый подход, продиктованный необходимостью быть готовыми к быстрому сбору в путь, выработанный веками из опыта разъездного характера уклада жизни и боевых походов. В связи с чем, тяга к вещизму была слабо развита у кочевых народов, что наблюдается даже у нынешнего поколения, хотя не представляет сейчас проблему при современных технических возможностях. Такое жизненное кредо, оказывается, становится национальной чертой. Без крепкого тыла семьи, рода, племени сложно было противостоять трудностям жизненных ситуаций, поэтому в сфере предпринимательства и торговли старались объединить общие усилия.
Наглядным примером является коллективный выезд агинских бурят во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., когда предприимчивые представители с одной местности сообща отправлялись в дальний торговый путь в Якутию и на Дальний Восток для реализации сельскохозяйственной продукции. Выезжали осенью на груженных верблюжьих санях, прокладывая путь по замерзшим рекам и возвращались только весной. Эти торговые выезды сохранились в памяти народа как «Амур хамбы» (Верблюжий караван по Амуру). Путь был далекий, трудный, нередко приходилось давать отпор разбойным нападениям, особенно на первых порах. Их сплоченность, наличие искусных бойцов в боевых схватках снискали уважение среди местного населения по пути, поэтому у них бойко шла ежегодная торговля. Но не только трудоёмкость груза была причиной прохладного отношения кочевых народов к обрастанию ненужными вещами, чему было несколько предпосылок: - в особенностях мировоззрения степняков, стремящихся к гармонии в природе, соблюдении меры дозволенного во всем. Раньше наши предки никогда без надобности не сдвигали камень, не допускали лишней добычи зверя в охоте, постоянно меняли место выпаса скота, чтобы не нарушить травостой и экологию в природе.
По природе своей каждый кочевник живет в своем мире, является относительно независимым от других, будучи единоличным владельцем скота. Но при кажущейся разобщенности их сплачивает именно национальный дух, который ставит во главу угла единые интересы, даже в современном мире.
В плане объективности надо заметить, что изначально это было свойственно всем народам, но по мере развития товарно-денежных отношений возобладала материальная заинтересованность в личном обогащении. Корысть, дух стяжательства привели к социальному неравенству, несправедливости, к эксплуатации человека человеком. Классовое расслоение общества происходило у разных народов с разницей во времени, по различию этапа развития производительных сил, в разные исторические эпохи, на что повлияли ареал обитания, образ жизни и особенности исторического пути каждого этноса.
Оказывается, современные технические достижения имеют обратную сторону медали, создают обманчивое самомнение у нынешнего поколения бывших кочевых народов, которые слишком стали полагаться на собственные силы и возможности, позабыли древний мудрый опыт предков о коллективизме, проявлении заботы о своих соплеменниках. В отличие от предков такой узкий подход к торгово-посредническим операциям отрицательно сказался на всем: на масштаб выезда, величину вывозимых товаров, в результате чего пострадали интересы общества, односельчан, всего народа. От искусственного насаждения такой эгоистичной порочной практики сельское население округа было вынуждено реализовывать свою продукцию каждый по отдельности, неся большие убытки при транспортировке и в повышении цен на свою продукцию.
Нашими досадными ошибками в сфере предпринимательства и бизнеса не преминули воспользоваться иногородние конкуренты, которые стали основными оптовыми поставщиками и сбытчиками товаров, - по продаже мясных и молочных продукций, основным производителем которых традиционно является округ. В отличие от нас холдинговая компания Нерчинского района успешно развивается и крепко заняла не освоенную нами нишу торговли в Забайкалье, хотя Агинский округ раньше всех в крае начал открытие базовых предприятий по производству, переработке и сбыту собственной продукции, как мясокомбинат, цех по производству кумыса, молочной продукции, «Минерал-инвест», «ПОШОР», кирпичный завод, завод железобетонных изделий и т.д. У нас есть очень хорошие примеры предпринимательства, такие, как многоотраслевые торгово-посреднические предприятия Веры Батожаргаловой и Людмилы Цыденовой, по переработке мясных и молочных продукции Доржинима Балбарова, кондитерские и хлебобулочные предприятия агинских армян и бурят, фирмы по оказанию транспортных услуг Рэндо Аюшиева и Баира Бадмаева, фермерские земледельческие хозяйства Сувора Батомункина и Балдана Далаева, предприятия общественного питания Мунко Тагарова и Батоцырена Жамсаранова, которые уже давно освоили рынок Москвы и Новосибирска, цех по производству полуфабрикатов - бууз Пурбо Дугарова, Бато Жалсабон и других, туристические базы «Алханай-тур», Баяржаба Дугарова из Будалана и Баира Дулмажапова из Токчина, Анатолия и Татьяны Басовых из Дульдурги, целая сеть автомастерских, частных стоматологических кабинетов, также индивидуальные ателье по пошиву одежды и т.д.Они вполне могут стать локомотивами в сфере предпринимательства округа.
Сегодняшняя картина бурного развития частной собственности, первые успехи в делах и начальный капитал создают обманчивую эйфорию и головокружение у частных предпринимателей. Само стихийное, никем не управляемое движение в узком пространстве очень скоро будет напоминать Дикий Запад или же начальный период 90-х годов, что может обернуться нездоровой конкурентной борьбой, рейдерским захватом чужого имущества и т.д.
Еще не поздно направить их деятельность в цивилизованное русло, более детально вникнуть в их проблему, чтобы быстрее появилась отдача от долгосрочного плана по экономическому развитию округа. Предстоит большая организационная работа по воспитанию и объединению усилий национальных кадров в области предпринимательства. Самое главное, надо озадачить их высокими благородными целями по процветанию края на примере Петра Бадмаева и Батодалая Очирова. О важном значении предприятий, открытых Б.Очировым, в улучшении жизни степняков отражено в архивных материалах следующим образом: «В 1908 г. Бато-Далай Очиров открывает в центре агинских степей первое, не только среди бурят, но и во всем Забайкалье, кредитное товарищество. Оборотный капитал товарищества на второй год существования переваливает за 100 тыс. рублей. Товарищество доставляет на всю агинскую степь прямо из Шанхая и Ханькоу чай, причем сразу снижая наполовину его цену на местном рынке, Из России завозит сельскохозяйственные орудия, а из Западной Сибири - хлеб. Деятельность кредитного товарищества постепенно вытесняет монопольную торговлю китайцев, немилосердно обиравших местное население.
Вскоре кредитное товарищество было преобразовано в потребительский кооператив, который по инициативе Б.Очирова выписывает породистых животных (коров и лошадей) для улучшения местных пород, устраивает показательную ферму, вводит травосеяние – новшества, не слыханные в степях».
В заключение. Мы стали свидетелями губительной политики в начальный период перестройки по развитию производственных баз и производительных сил, когда увлекались открытиями новых объектов производства и оставляли на произвол судьбы неопытных предпринимателей. На наш взгляд, нужно кардинально изменить политику в этом направлении, не оставлять без финансовой поддержки и оказать всемерную помощь в расширении их поля деятельности, также сделать более действенной практику морального стимулирования их труда в виде почетных званий и наград.
Б.Батомункин,
действительный член Агинского отдела Забайкальского отделения Русского географического
общества России, председатель Агинского общественного
Клуба краеведов «Алтан жаса».