Правильная речь развивает ребенка
14 ноября прошел Международный день логопеда, а 19 ноября в нашей стране свой профессиональный праздник отмечают дефектологи.
С каждым годом число малышей с проблемами и дефектами речи растет, и родители обращаются за помощью к логопедам. И часто работа этих специалистов выходит за рамки простой постановки звуков и артикуляционной гимнастики, они занимаются речевыми отклонениями у детей с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха. Это входит в сферу деятельности логопедов-дефектологов.
Мы пригласили к разговору о проблемах речи у дошкольников учителя-дефектолога детского сада «Солнышко» п.Агинское Югану Семеновну Номоконову (на снимке). Ее стаж в профессии - более 20 лет.
- Югана Семеновна, многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься?
- Трудность выбора специалиста заключается в том, что у большинства детей в наши дни выявляются так называемые «сочетанные нарушения». То есть, очень часто искажен весь процесс развития, когда имеется и снижение интеллекта, и расстройство речи, а часто попросту ее отсутствие, и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. Здесь нужна комплексная диагностика развития ребенка.
Если ребенок не говорит, это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы – познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая – сохранны. А у другого ребенка могут оказаться поражены подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра, которое может сопровождаться различными нарушениями. Значит, и коррекция будет строиться по-разному. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами. Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой, чтобы достичь максимального эффекта.
Для многих детей своевременные занятия с дефектологом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности.
- В каком возрасте ребенка родитель должен забеспокоиться, что он не разговаривает?
- Задержку развития речи ребенка можно заподозрить, если речь отсутствует у детей в два-три года и характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или домочадцами.
Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы – от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что мешает ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
- Может быть, и вовсе нет проблем, и ребенок заговорит позже?
- Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого - свой темп. Стоит только помнить, что специалисты списывают на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы.
Также ребенок может не говорить из-за отсутствия необходимости. Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности.
Кроме того, дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
- Говорят, что в двуязычной семье, где родители говорят на двух языках, например, на бурятском и русском, дети могут позже заговорить?
- Да, дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Выясняя причины задержки развития речи, специалисты обычно, в первую очередь, узнают у родителей, как проходили беременность и роды у матери, имеются ли нарушения слуха у ребенка, какая психологическая обстановка в семье. Потому что все это может оказать воздействие.
- А можно связать задержку речи с тем, что один из родителей поздно заговорил?
- Да, генетическая предрасположенность может стать причиной небольшой задержки развития речи ребенка. Если он не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность – великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.
И опять же предупреждаем родителей: слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям – например, задержке психического развития.
- Выявляются и более серьезные нарушения развития речи?
- Да, например, несовершенство артикуляционной системы. Если имеются проблемы в работе речевого аппарата, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией. Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
Есть такое понятие как алалия – первичное недоразвитие речевых центров, которое возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития.
- Сейчас можно встретить малыша, который не разговаривает, но отлично справляется с телефоном, чтобы посмотреть мультики. Оказывают ли гаджеты негативное влияние на развитие ребенка?
- Конечно. Дело в том, что когда ребенок увлеченно смотрит в телефоне мультики, у него активно работают органы зрения и слуха. Но не речевой аппарат. Для полноценного развития ребенку требуется живое общение, игры с различными видами игрушек, манипуляции с бытовыми вещами, движение, прогулки, где есть возможность видеть, трогать, слышать, то есть, исследовать окружающий мир.
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Для того, чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Цыпелма НАМСАРАЕВА.