Главная » 2018 » Май » 19 » Погиб подо Ржевом

Погиб подо Ржевом

19.05.2018 в 13:13 просмотров: 1311 комментариев: 0 Власть и общество

Останки 173 солдат и офицеров Красной Армии найдены в ходе межрегиональной экспедиции «Ржев-2018», которая проходила с 20 апреля по восьмое мая в Ржевском районе Тверской области. Найдено 20 медальонов, установлены имена восьми воинов. 


У деревни Филькино Ржевского района Тверской области 29 апреля 2018 года поисковыми отрядами «Владимирец» и «Амулет» Владимирской области были найдены останки троих солдат в одной воронке. У одного солдата нашли медальон, им оказался уроженец с.Цаган-Ола Агинского района АБМНО (ныне Могойтуйского района Забайкальского края) Балданов Дашинима,1914 года рождения. Солдаты погибли в бою у д.Филькино Ржевского района. Балданов Дашинима в Книгу Памяти внесен как пропавшим без вести. Перезахоронение солдат состоится 22 июня 2018 года на Ржевском Мемориальном кладбище», - передал известный поисковик из Агинского Батор Бороев.
Что за битва была подо Ржевом, в которой сложил свою голову вдали от родных мест Дашинима Балданов? В статье «Убиты подо Ржевом: 75 лет одной из самых кровопролитных битв человечества» от 5 января 2017 года читаем: «5 января 1942 года Иосиф Сталин отдал приказ за неделю освободить Ржев от фашистов. Выполнить его удалось лишь через 14 месяцев. Ржевская битва — одна из самых кровопролитных за всю историю человечества. «Мы залили их реками крови и завалили горами трупов», — так характеризовал ее итоги писатель Виктор Астафьев.
Ветеран и историк Петр Михин, прошедший войну от Ржева до Праги, в книге «Артиллеристы, Сталин дал приказ! Мы умирали, чтобы победить» считает эту битву главной неудачей советского командования: «Если бы не поспешность и нетерпение Сталина да если бы вместо шести необеспеченных наступательных операций, в каждой из которых для победы не хватало всего-то чуть-чуть, были бы проведены одна-две сокрушительные операции, не было бы ржевской трагедии».
Писатель Вячеслав Кондратьев, участвовавший в боях, писал: «Наша артиллерия практически молчала. Артиллеристы имели в запасе три-четыре снаряда и берегли их на случай вражеской танковой атаки. А мы наступали. Поле, по которому мы шли вперед, простреливалось с трех сторон. Танки, которые нас поддерживали, тут же выводились из строя вражеской артиллерией. Пехота оставалась одна под пулеметным огнем. В первом же бою мы оставили убитыми на поле боя треть роты. От безуспешных, кровопролитных атак, каждодневных минометных обстрелов, бомбежек подразделения быстро таяли. У нас не было даже окопов. Винить в том кого-либо трудно. Из-за весенней распутицы с продовольствием у нас было плохо, начался голод, он быстро истощил людей, изможденный солдат уже не мог рыть мерзлую землю. Для солдат все тогда происходившее было трудными, очень трудными, но все-таки буднями. Они не знали, что это был подвиг».
 Оборона немцев на Ржевском выступе была организована практически идеально: каждый населенный пункт был превращен в самостоятельный узел обороны с дотами и железными колпаками, траншеями и ходами сообщения. Перед передним краем в 20–10 метрах устанавливались сплошные проволочные заграждения в несколько рядов. Обустройство немцев можно было назвать относительно комфортным: березы служили перилами лестниц и переходов, почти каждое отделение имело блиндаж с электропроводкой и двухъярусными нарами. В некоторых блиндажах были даже кровати, хорошая мебель, посуда, самовары, коврики.
Советские войска находились в куда более тяжелых условиях. Об этом свидетельствует Петр Михин. 
«Мы часто оказывались без продуктов и боеприпасов в безлюдных болотах и безо всякой надежды на помощь своих. Самое обидное для солдата на войне — это когда при всей своей смелости, выносливости, смекалке, преданности делу, самоотверженности он не может одолеть сытого, наглого, хорошо вооруженного, занимающего более выгодную позицию противника — по не зависящим от него причинам: из-за нехватки оружия, боеприпасов, продовольствия, авиационного обеспечения, удаленности тылов», — пишет он.
«Мы наступали на Ржев по трупным полям», — исчерпывающе описывает летние бои Петр Михин. Он рассказывает в книге воспоминаний: «Впереди — «долина смерти». Ни миновать, ни обойти ее нет возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползешь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями, испускают тошнотворный сладковатый запах разложения человеческих тел. Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, почва содрогается, трупы сваливаются на тебя, осыпая червями, в лицо бьет фонтан тлетворной вони… Идут дожди, в окопах воды по колено. … Если ты уцелел, снова смотри в оба, бей, стреляй, маневрируй, топчись на лежащих под водой трупах. А они мягкие, скользкие, наступать на них противно и прискорбно».
По данным разных историков, безвозвратные потери советской армии, включая пленных, в ходе Ржевской битвы составили от 392 554 до 605 984 человек».
Вот в такую «мясорубку» попал и погиб наш земляк Дашинима Балданов. Еще одно имя восстановлено из небытия, благодаря владимирским поисковикам. Огромная им благодарность и земной поклон! Сколько жестоких испытаний выпало на долю жителя агинских степей! Склоним головы перед беспримерным подвигом солдата!
PS: Ищем родственников Дашинимы Балданова и Балданова Сандана или Сандака (с вариантами). 

Ц.Цырендашиева, 
с. Цаган-Ола.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES