Подвиг бурятских лам
Редакция журнала «Байкал-ГЕО» любезно предоставила пресс-службе Сангхи России для публикации особенный материал из своего нового спецвыпуска, посвященного 75-летию Великой Победы.
Рассказ о молебне девятерых бурятских лам в 1941 году в Москве, опубликованный на страницах спецвыпуска «Республика Бурятия: наш бессмертный полк» журнала «Байкал-ГЕО», вызывает огромный интерес. Исторический факт обнародован благодаря заслуженному артисту России, народному артисту Бурятии, члену Союза писателей России Доржи Сультимову. Мы благодарны ему за перевод на русский язык статьи монгольского писателя и журналиста Сэдэнэй Намсарая, которая была опубликована в монгольской газете «Национальная почта». В ее основе лежит история, изложенная в книге «Сэмуун саг» («Смутное время») Дамбинимы Цырендашиева. Она была издана в 2012 году в Улан-Удэ.
На этой земле происходит множество удивительных чудес. В основном, они связаны с засекреченными материалами, которые долгое время хранятся за семью печатями. И поэтому мы не имеем возможности подробно о них знать. Во времена социалистического строя засекреченные материалы, касающиеся не только узкого круга людей, но и целого государства, находились под строжайшим секретом.
В начале Великой Отечественной войны советские войска отступали. Фашисты, безостановочно наступая, приблизились к Москве на расстояние не более 20 километров. На фронте сложилось тяжёлое положение. Для проведения оборонительных мер столицы Советского Союза И.Сталин пригласил к себе известного мага Георгия Гурджиева, чтобы использовать его магические возможности и способности. Гурджиев учился в Православной семинарии вместе со Сталиным, который знал о его владении искусством чёрной магии. Наряду с этим несколько раз самолёт с Тихвинской иконой Божьей Матери совершал облёт вокруг Москвы. Но эти действия не принесли заметного улучшения на фронте.
Для проведения следующего обряда после продолжительного поиска нашли девятерых лам - буддийских священнослужителей, находившихся в заключении в лагерях и тюрьмах. Их срочно освободили и привезли в Москву.
Для того, чтобы обеспечить победу над войсками Красной Армии в этой кровопролитной войне, Гитлер приглашал высокообразованных буддийских лам из Тибета и привлекал их к проведению разного рода обрядов для уничтожения Страны Советов и гибели Сталина. Об этих сверхсекретных действиях Гитлера сообщали в своих информациях советские разведчики.
Когда лам доставили в Москву, Сталин лично встретился с ними и объяснил тяжелое положение, сложившееся на фронте, в частности, под Москвой. Он задал ламам несколько вопросов о том, какими путями можно остановить агрессию Гитлера и как можно защитить Москву. Озадачив священнослужителей, Сталин поручил им за ночь хорошо подумать и утром доложить лично ему свои предложения и их решение.
На следующее утро при встрече со Сталиным ламы сказали, что они смогут вызвать сильную снежную бурю и усилить мороз. Для прочтения молитвы и проведения обряда понадобятся священные книги и кое-какие принадлежности. Но они находятся в городе Улан-Удэ и хранятся в Одигитриевском соборе, превращённом в музей-склад.
Отобрав одного из девяти освобожденных лам, отправили его на самолёте в Улан-Удэ.
Прилетев из Москвы ночью, нашли в Улан-Удэ музейных работников и, подняв их с постели, привезли в Одигитриевский собор. Среди них был один из хранителей музея Жалсан Жапов. Он позже рассказал известному учёному Дугару Мижидону об этом случае: «Осенью 1941 года я был сильно напуган тем, что среди ночи к нам постучали в дверь. Я поспешно открыл дверь, и к нам вошёл полковник КГБ и приказным тоном сказал, чтобы я быстро оделся и последовал за ним. Дрожа от страха, я быстро оделся и, ступая через порог своего дома, думал, что обратно, наверняка, не вернусь. Когда мы вышли на улицу, там стояла легковая машина. Посадили меня в неё и повезли в сторону Одигитриеского собора. В машине сидел ещё один человек нашей национальности. Когда она на большой скорости подъехала к собору, полковник мне приказал: «Немедленно найдите этому человеку нужные ему вещи!».
Тот незнакомец сказал мне, что ему нужна священная книга «Жуд» для прочтения молитв. После активного поиска мы нашли всего две-три священные книги. Кроме них передали незнакомцу хонхо (колокольчик) с очиром (или ваджра), дамару (ритуальный двойной барабан), сан (музыкальный инструмент в виде двух медных чаш), хэнгэрэг (барабан). Этого пожилого человека я знал. Я видел его в Эгитуйском дацане Еравнинского района, но до сих пор не могу вспомнить его имя».
После возвращения в Москву с нужными атрибутами для проведения обрядовых молитв ламы нашли в окрестностях Москвы возвышенное место и, устроившись там, начали читать их, чтобы вызвать свирепый холод, снежную бурю. После завершения обряда, когда ламы даже не успели за-
ехать на территорию Москвы, небо заволокло чёрными облаками и начал валить густой, пушистый снег. Спустя некоторое время поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Пронзительный ветер все усиливался, ударил сильный мороз и стало невыносимо холодно.
Не успевшие переодеться в зимнюю форму одежды фашистские войска начали замерзать. Сильный мороз не выдержала солярка в баках танков и машин противника. Они не заводились и остановились как вкопанные. Поэтому фашисты не смогли продолжить свое наступление для захвата Москвы.
В начале ноября 1941 года для обороны столицы было стянуто множество подразделений Красной Армии. Участниками обороны Москвы были и многие наши земляки.
В 1995 году в параде Победы в городе-герое Москва участвовали Лэгсэг Эрдынеев и Ринчин Цыренжапов. Они вспоминали то время, когда под Москвой стояла тёплая погода, и вдруг красноармейцев срочно переодели в зимнюю форму. Всем стало невыносимо жарко в тёплых овчинных шубах. Но вдруг погода резко изменилась, и началась снежная буря. Усилился небывалый в истории тех мест лютый мороз. Успевшие перейти на зимнюю форму одежды солдаты восхваляли Сталина за его ум и предприимчивость.
В этот период, когда свирепствовал мороз, части Красной Армии под Москвой, переодетые в шубы, валенки, шапки, начали стремительное наступление на фашистских захватчиков. Седьмого ноября 1941 году на параде на Красной площади с трибуны Мавзолея И.В.Сталин в приветственном слове упомянул сильный мороз, мол, сам Бог Красной Армии помогает. Рядом стоящие на трибуне люди подумали, что Сталин шутит.
Участником молитвы и обряда под Москвой в составе девяти лам был Габжа-лама Лубсан-Нима Дармаев. Он принимал участие в этом параде на Красной площади и благословлял его участников, проходивших мимо. Все происходившее тогда под Москвой было засекречено Сталиным. В то время Гитлер издал приказ бомбить Красную площадь во время проведения там парада. К большому его сожалению, ни один фашистский самолёт не смог подняться в небо из-за бушевавшего ураганного ветра и снежной бури.
Спустя два года Габжа-лама Лубсан-Нима Дармаев при помощи своих прихожан собрал деньги на изготовление танка, который был подарен Красной Армии. Во время его передачи участвовавший в этой церемонии И.Сталин торжественно вручил Благодарственное письмо Габжа-ламе Лубсан-Ниме Дармаеву и спросил: «Седьмого ноября 1941 года во время проведения парада на Красной площади вы стояли там?»
В 1945 году Габжа-лама Лубсан-Нима Дармаев обратился к Сталину с просьбой возродить недалеко от города Улан-Удэ буддийский дацан и получил разрешение. И в этом же году благодаря активной поддержке мирян возле села Иволга был построен дуган (буддийский монастырь), где начали проводить молебны. Габжа-лама Лубсан-Нима Дармаев с 1945 по 1956 годы был Хамбо-ламой Центрального Духовного управления буддистов России.
Мнение западных учёных о том, что фашистские войска под Москвой в 1941 году из-за русского мороза попали в сложное критическое положение имеет основание. Благодаря усилиям буддийских лам И.Сталин заложил начало победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией.
Об этом удивительном случае и своем участии в обряде под Москвой в годы войны Лубсан-Нима Дармаев, один из тех девяти буддийских лам, рассказал последующему после него Хамбо-ламе Центрального Духовного управления буддистов Жамбал-Доржо Гомбоеву.
Автор книги «Смутное время» Дамбинима Цырендашиев спросил у Хамбо-ламы Ж-Д.Гомбоева: «Кто этот человек, который вам рассказал об этом удивительном явлении, случившимся под Москвой в 1941 году?». Хамбо-лама Ж-Д.Гомбоев ответил ему, что это тайна. Если бы в то время узнали об участии девяти лам в тайном молебне и обряде, которые провели по настоянию Сталина, все они были бы поголовно казнены.
В своё время объявленные врагами революции эти девять лам отбывали в тяжелейших условиях сроки в застенках тюрем и лагерей. Хотя они, девять бурятских лам, своим глубоким знанием Учения Будды положили начало победным наступлениям Красной Армии в годы войны и освобождению народов Европы от коричневой чумы фашизма. Ни в чем неповинные бурятские ламы, репрессированные большевистским режимом, заточенные и замученные в застенках тюрем и лагерей, наравне со всем советским народом с оружием в руках героически воевали против фашистской Германии. Их подвиг достоин того, чтобы о нем знали!
Н.СЭДЭНЭЙ, МНР.
Перевод на русский язык Д.Сультимова.