Почетная профессия врачей
Давно думал написать несколько материалов о специфике работы медицинского сообщества в историческом плане. И особенно в периоды возникновения инфекционных заболеваний
Вирусы и бактерии в истории человечества появились в глубокой древности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в Африке, Европе и Азии. Древний человек охотился и собирал убитых животных, питался сырым мясом, молоком и водой. Затем массовые перекочевки и переход к оседлому образу жизни человека стали сопровождать разные эпидемии в Египте с 8-9 веков до нашей эры.
Александр Македонский в войне в Персии и Средней Азии потерял от болезней воинов больше, чем от сражения. Прививок в то время не было, врачей не хватало. В Греции использовали лекарственные травы и коренья. Но эпидемии повторялись, хотя устанавливали карантинные мероприятия. В отчетах ученых имеются записи, что одни болезни проходят, а затем появляются другие. Имеется цикличность повторения крупных эпидемий в сто лет. Закономерность возникновения прослеживается по тифу, чуме, оспе и т.д. Но они могут не обязательно идеально повторять свои сроки.
Например, цикличность высыхания озера Ножей в среднем повторяется через 33 года.
Изучая архивные данные и научные материалы по инфекционным заболеваниям в Забайкалье, можно привести много примеров за 200-300 лет.
В 1798 году - оспа в России. В 1802 году начинается вакцинация населения. Открываются оспенные комитеты в Забайкалье, исследуется вакцина. В 1811 году в Нерчинске церковь поддерживает мероприятия, и 20 мая 1811 года организуется Нерчинская экспедиция по переливанию биологического материала от коровы. Врачей и медсестер мало, не хватает инструментов. Начальник Нерчинских заводов берет под контроль организацию вакцинации детей. Люди отказывались делать прививки, был страх. Население в то время было почти неграмотное, в основном, крестьянские семьи, которые имели много детей. В это же время шло обучение лекарей. Население по Сретенску и Газимуру жило бедно, не имело теплой одежды и часто голодали. Голод толкал их есть корни и траву. Врачи ездили по селам Забайкалья и делали прививки от оспы, брюшного тифа.
В 1812 году в Нерчинске были привиты 33 младенца и весьма успешно, затем - еще 22 ребенка. В фондах за 1863 год краевого архива имеется документ о создании оспенного комитета Забайкалья. Он был создан в 1811 году и действовал до 1819 года.
Задачей являлось выявление сведений о неболевших оспой малолетних детях. Ему были подведомственны Верхнеудинский, Нерчинский, Нерчинскозаводский комитеты. Подчинялись медицинскому департаменту МВД. Здесь же имеются сведения из различных населенных пунктов о прививке от оспы детям.
У старшего поколения на предплечье сохранились небольшие круги от прививки. Тем самым дети остались живыми и всю жизнь были здоровыми. Усилиями врачей оспа была ликвидирована на территории Забайкалья.
В 1863 году в степных районах появилась чума от тарбаганов (монгольский сурок). Люди употребляли его мясо и использовали шкурки. В меху у некоторых сурков были блохи, которые инфицировали «бубонную чуму». В 1910-1911 годах ученые разработали вакцину от бубонной чумы, так как в Монголии была вспышка чумы от сурков.
В 1953 году в г.Борзя была создана противочумная станция по борьбе с тарбаганами. Многих уничтожили в норах по даурским степям. Хотя до сих пор в некоторых районах Забайкалья они сохранились, имеются небольшие колонии и в округе. Мы хорошо знаем ценность мяса и жира данных сурков. Раньше на них охотились с собаками, устанавливали капканы, петли, а также отстреливали из винтовок и т.д.
Чума также отмечалась в Китае.
В исторических источниках описываются также о деятельности бурятских врачей, которые своим личным профессиональным опытом и знаниями внесли заметный вклад по ликвидации инфекционных заболеваний среди коренного населения. Старшее поколение хорошо об этом знало и передало нам интересные факты.
В 1908 году была организована агинская экспедиция, исследователи которой изучали состав и состояние здоровья населения. Данные материалы до сих пор представляют научный и практический интересы. Их можно сравнить с современными исследованиями по здоровью населения.
Агинские буряты обладали достаточно крепким здоровьем ввиду того, что постоянно жили в естественной среде и питались чистой продукцией, а также много двигались.
Природа считалась божеством, и все хозяйство строили в соответствии с природными условиями, а также состоянием погоды. Редкая плотность населения, чистота воздуха являлись хорошими гарантами здоровья человека. Отдельные очаги опасных и инфекционных болезней по причине редконаселенности не получали массового распространения, подавлялись методами и средствами народной медицины.
В настоящее время цивилизация изменила в корне человеческое общение в массовом количестве, что способствует возникновению вспышек инфекций по селам и районам.
Распространение ламаизма в Забайкалье явилось началом использования методов тибетской медицины в Аге. Особо выделяются центры в Агинском и Цугольском дацанах. Большим знатоком и уважением у местного населения пользовался Сультим-лама из Таптаная. Ученый Грекова из Санкт-Петербурга о нем вспоминала: «Когда в Чите вспыхнула эпидемия брюшного тифа, местные власти обратились за помощью к известному в Забайкалье старшему ламе Агинского дацана Сультиму Бадмаеву, и скоро эпидемию удалось погасить».
Также Сультим-лама Бадмаев успешно лечил другие заболевания у местного населения. Он же перевел четырехтомный труд по тибетской медицине на монгольский язык. По всем документам перевод был исполнен на старомонгольской вертикальной письменности, знатоков которой в то время было очень мало. И далее уже этот труд был переведен младшим братом Сультима Петром Бадмаевым и издан под названием «О системе врачебной науки Тибета» в 1898 году в г.Санкт-Петербург. Второе издание этой книги осуществлено в 1903 году. Сультим Бадмаев пользовался большим уважением у губернатора Н.Н. Муравьева-
Амурского, который поддерживал процветание всего бурятского народа, в том числе, агинских бурят.
Можно говорить, что лама Сультим Бадмаев из Аги был первым врачом тибетской медицины в России. Его активная врачебная работа в Петербурге особенно в излечении царицы от белокровия была высоко оценена царем Александром II. Ему было присвоено воинское звание помощника лекаря (ныне «капитана медслужбы»), разрешалось ношение воинской формы и знака отличия, дан классный чин государственного служащего «коллежский регистратор».
В 1862 году Сультима Бадмаева Главным управлением командировали в Забайкальскую область для осмотра и изучения у инородцев причин болезней и, особенно, у детей. Также предусмотреть лечение болезней и обо всем доложить подробно (из гос.архива Иркутской области Ф 24). По данным местных краеведов и ученых, итоги данных исследований пока не обнаружены в архивах Москвы и Петербурга. Поиски можно продолжить в личных архивах С.Бадмаева.
В 1651 году впервые в Восточной Сибири среди якутов свирепствовала оспа, которая принесла большие человеческие жертвы. Для лечения от оспы правительством предложено выбрать из среды народа Хоринского ведомства 19 умных и способных лиц и направить «их в русские лекарские школы обучать их производству предохранительных прививок коровьей оспы, дать им казенное содержание, освободить их от повинностей и соблюдения всяких казенных нарядов» («Летописи хоринских бурят». М-Л., 1940, с.85).
По архивным документам, в 1914 году в Аге было семь оспопрививателей, которые назывались «оспенными учениками». Среди них были и агинские буряты. Это Жаб Цынгуев, Гарма Доржиев, Шибалхай Хугеев, Бадма Шагдаров, Ямпилов, Доржиев, Содбоев. Троих фамилий в документе нет. Им выдавались из волостного правления по два ланцета и детрит в пилюлях. При вспышке оспы местными властями устанавливался карантин с вывешиванием черного флага.
В 2006 году в краевой больнице был открыт «Музей здравоохранения в Забайкалье», где представлены некоторые материалы по инфекционным заболеваниям и экпонируется первый противочумный костюм, состоящий из резиновых перчаток, сапог, брюк, куртки.
Опасность возникновения инфекционных болезней усиливалась во время массовых скоплений народа, когда на них съезжалось большое количество верующих со всех концов Аги. В 1914 году в Агинском дацане разразилась эпидемия дифтерии, от которой умерли четыре человека. Был установлен карантин. В этом же году был установлен запрет на ввоз тарбаганьих шкурок и жира из Хара-Нора (входил в ведомство Цугольской инородческой волости) по причине вспышки чумы.
Также разносчиками инфекционных болезней были стаи бесхозных собак. Они заражались бешенством, создавая угрозу распространения этой болезни среди домашних животных и людей. Данная проблема актуальна и в настоящее время.
У местного населения имелись свои способы недопущения распространения заразных болезней. Обычно опасные очаги обозначались карантинными знаками, доступ людей туда был строго ограничен. Жилые помещения окуривались благовонными сушеными и растертыми в порошок травами.
Знание народной и тибетской медицины позволяло успешно бороться с инфекциями. Исторически получается, что заготовка и применение лекарственных растений в Аге длится более 200 лет. К нам приезжают заготовители ценных лекарственных растений из разных регионов страны, также из Китая. Тем самым выкапываются и собираются самые ценные растения, наносится вред видовому составу родного края. За вывоз биологического сырья экономика округа не получает никаких доходов.
В исторической литературе в краткой форме упоминается о враче Варваре Вампиловой.
В конце 2020 года по центральному телевидению показали о врачах-инфекционистах, где рассказали о самоотверженной работе по лечению опасных заболеваний у детей в Монголии. В этой передаче показали врача В.В.Вампилову, где в отдельной юрте она десять дней жила и лечила больного монгольского мальчика. В итоге сама тоже заразилась инфекцией.
Оказалось, что Варвара Владимировна Вампилова была первым дипломированным врачом Аги, которая окончила фельдшерско-акушерскую школу г.Иркутск в 1908 году, где и приняла присягу врача, которую с честью и достоинством пронесла по жизни.
После окончания данной школы В.В.Вампилова была направлена на работу в Цугольский фельдшерско-акушерский пункт (Батоев, «Очерки о медиках Аги», Улан-Удэ, 2001).
Цугольский ФАП был открыт в 1907 году, который можно считать первым официальным медицинским учреждением Аги. Он пользовался огромным авторитетом среди местного населения, а также и других сел.
В.В.Вампилову назначают первой заведующей этого учреждения, а после остался Ванчик Очирович Очиров.
На базе этого учреждения в 1918 году была «открыта при бывшем Цугольском волостном правлении во временном общественном помещении больница». Главным врачом был назначен Александр Михайлович Константинов, который затем был переведен в с.Агинское. И здесь уже вместе с врачом Л.Жабэ 15 августа 1921 года открыли аймачную больницу.
В этом году нашей окружной больнице исполняется сто лет. От пяти коек она выросла в мощное лечебное учреждение округа и Забайкальского края.
Интересная и тяжелая жизненная деятельность первой фельдшерицы Аги В.В.Вампиловой. Работая в Цугольском ФАП, она своим трудом и знаниями заслужила большое уважение среди местного населения, показала себя внимательным и добрым человеком. В любое время суток и в любую погоду выезжала на лошади в юрты и селения Цугольской волости, вплоть до границ с Китаем. Во всей округе ее знали богатые и бедные. Об этом заслуженном доверии к ней газета «Сибирь» написала: «Они, раньше обратившиеся к своим лекарям-ламам, приезжают к ней за сотни километров и часто увозят к себе». Обращались к ней за медпомощью много людей, так как врачей было очень мало.
Местное население решением общего собрания уполномоченных Агинского и Цугольского инородческих волостей решило направить ее на учебу в Петроград на три года. В Национальном архиве Республики Бурятия хранится постановление о направлении В.В.Вампиловой на усовершенствование в Петроград на стипендии агинских бурят. Деньги были собраны по желанию местного народа.
В 1913 году В.В.Вампилова вернулась в Цугол и продолжала работать акушеркой. После некоторого времени Варвара Владимировна решила уехать добровольцем в Монголию, где разразилась эпидемия брюшного тифа. Там пришлось работать в очагах эпидемии, где она показала пример преданности своему профессиональному долгу по спасению людей. «Путь в Монголию и ее столицу Улан-Батор стал последним в ее короткой, но полнокровной жизни, отданной спасению человечества от коварных болезней» (Батоев Д.Б.).
Таких простых врачей-инфекционистов, работающих еще в трудное время, несомненно, нужно помнить в Цугольской больнице. Может, оформить стенд или установить мемориальную доску на здании Цугольского ФАП. Об этом еще давно говорили наши краеведы.
В истории здравоохранения агинских врачей за сто и более лет прослеживается профессиональная, опасная и ответственная работа, направленная на сохранение здоровья населения. И в настоящее время наши врачи уже более года ведут борьбу с пандемией XXI века. Мы должны всех их помнить и говорить им самые добрые слова.
В.Стрельников,
п.Агинское.