Почему важно знать свою родословную?
В каждой семье есть захватывающие истории, жизненные факты, события, предания. Чтобы чувствовать себя уверенным в жизни, каждый человек должен знать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое мы получаем в детстве. Кто я? Какими были мои родители? А кто мои прабабушка и прадедушка? Каждый из нас пытается найти ответы на эти и другие вопросы.
У всех разная мотивация к изучению своей родословной. Прежде всего это желание знать свои корни, свое прошлое и настоящее. Кто мы? Кто были предки, откуда мы пришли? Оставить эти знания потомкам, чтобы они были не перекати-поле, а знали, что они крепкое дерево, которое имеет мощные корни. Это очень увлекательное занятие. Заниматься семейной историей – как будто вести историческое расследование. Есть факты, улики, подозреваемые, предположения. Общая семейная история объединяет. А еще вы становитесь неким летописцем, ну и возможно, этаким чудаком для окружающих.
Необходимость в изучении своего рода и обладание знаниями про историю рода понимают не все. Понятие «генеалогическое исследование» многим не знакомо. В культурно-развитых государствах уважение корням, предкам, происхождению рода, а также к истории династий, прививаются с ранних лет. Желание знать свою родословную является новой ступенью духовного развития личности, вселяют уверенность в собственные силы, а значит, сильный дух, трезвость мыслей, справедливое мышление не за горами.
Нужна ли родословная - каждый решает в индивидуальном порядке, но культура обязывает знать свои корни и предков.
Не случайно назвал человек череду поколений своих предков родословным деревом. Это действительно ствол древа, который дает побеги по образцу и подобию прежних… Испокон веков во всех цивилизованных странах знание своего родословного (генеалогического) древа считалось правилом хорошего тона, уважалось и поддерживалось. Генеалогическое дерево занимало почетное место в домах. Знание своего деда, прадеда и прапра… было семейным богатством и гордостью.
У нас, у бурят, делом чести было знать свою родословную до седьмого колена. На практике счет до седьмого колена шел по линии отца по правой руке, а по материнской линии – по левой. По отцовской линии считали: надплечье - это я, правый плечевой сустав – мой отец, локоть - отец отца (дедушка), запястье - прадедушка, кисть – прапрадедушка и т.д. до последнего фаланга пальцев. А по материнской линии: левое надплечье - это я, левый плечевой сустав - моя мама, локоть - отец мамы (дедушка) и т.д.
Родственники по линии отца - «яhан турэл», а по линии матери – «шуhан турэл». Родней считались родственники семи поколений.
Счет в родословной вели по мужской линии. По традиции считают, что мужская ветвь в семье важнее. Потому что с ней ребенку передается все: фамилия, национальность и даже семейные награды. И проследить все это проще.
Мама же в практическом применении дает ребенку только жизнь. Но любое генеалогическое исследование может в один миг разбиться вдребезги от факта, что мама родила ребенка не от того мужчины, которого все считали отцом. И только женщина всегда может быть уверена, что ее ребенок – это ее ребенок :)
Справедливо признать, что оба родителя в одинаковой мере передают ребенку генетическую информацию и семейное наследие. То есть каждый из нас – наследник как отцовской, так и материнской линий в равных долях. Женщины тоже должны указываться в родословной.
Знание своего родства объяснило то, что браки между родственниками исключены, так как влекли рождения больных детей. Знание родословной подсказывало будущие браки. И это подтверждено исследованиями современных ученых-генетиков. Это очень важно для сохранения генофонда, для исключения смешения близкой родственной крови.
Не секрет, что во все времена внебрачные связи были весьма распространенным явлением. Судьба иного человека обернется так, что таким житейским способом он мог обрести свои корни в любом роду.
Знание родословной, несомненно, включает еще и толкование наших имен и фамилий. Свое имя и фамилию мы носим ежедневно, это наш именной идентификатор, мы передаем их в наследство нашим детям, поэтому надо знать их происхождение и значение. Имена давали сведения о профессии, характере, места жительства и т.д.
Сейчас набирает силу такая наука как психогенеалогия. Она рассматривает психологические проблемы жизни под углом воздействия жизни предыдущих поколений на человеческую судьбу. Именно при помощи знаний о своих близких и родных мы сможем разрешить непростые периоды нашей жизни
Часто в жизни встречаемся с таким понятием, как «родовое проклятие» (угай хараал). Известно, что проклятье может быть наложено на весь род. Если у кого-то в роду давний предок совершил десять неблагих черных деяний (арбан хара нугэл), то его потомок от этого страдает. В случае, когда обнаруживаются такие факты, мы идем в дацан делать обход святых мест (гороо) – путь к совершенствованию, равновесию и гармонии, заказываем молебен за упокой души предка (уваа юроол), делаем подношения (ургэл), просим прощения за умерших предков и пытаемся искупить родовые грехи благими делами (арбан буян).
Существует поверье, что ангелы-хранители (сахюусаны) - это наши предки, известные нам. Из него вытекает зависимость, что чем обширнее знание своей родословной и чем большее количество предков определено, тем больше у нас ангелов-хранителей (сахюусанов), которые играют определенную роль в нашей жизни. Мы многое можем открыть в себе после того, как узнаем, кто были наши предки. Именно происхождение и корни объясняют индивидуальность человека, дают возможность понять, как удалось ему состояться в качестве личности, а также добиться успеха. Мы - наследники прошедших времен. Мы несем гены, наследуем черты внешности и характера наших предков. Наследуем некоторые привычки и болезни. Знать свои корни полезно для своего самопознания. Есть у нас очень точное и емкое выражение «Угаа уhанда хаяхагуй».
Наш предок Бабжа Барас-баатор из рода боохой хуасай. На родовом дереве он находится в восьмом колене от моего мужа. Значит, он и наши дети являются прямыми потомками такого легендарного предка. Легенда рассказывает нам о том, как благодаря смекалке, храбрости и ловкости своего батора хори-бурятам удалось выжить. Бабжи был одним из лучших воинов своего времени: он водил бурятские отряды в походы, умел применять военную хитрость, был крепкого телосложения и обладал неимоверной физической силой. Он боролся против маньчжурской агрессии в XVII в. Отважный и смелый богатырь был верен своему народу, своей Родине, готовый до последнего вздоха защищать Отчизну от чужого посягательства. Отрадно, что в Агинском Бурятском округе до сих пор сохранились названия мест, связанных с именем народного героя Бабжи Барас, возводятся памятники в честь Баатара.
V шэрээтэ Цугольского дацана Узэмбын Шойдог, из рода боохой хуасай, родился в местности Хонин булам села Будалан Агинского района.
Прославленный и знаменитый народный артист Монголии Дэмбрэлэй Жаргалсайхан из рода хуасай.
И, надеюсь, среди внуков и правнуков родится такой же человек, как Бабжа Барас и Жаргалсайхан.
Знание своей родословной помогает определить круг родовых интересов, профессий. На основе жизненного опыта буряты сформировали кодекс трудовых умений, навыков и физического развития настоящего бурятского мужчины. Он бытует среди бурят и передается из поколения в поколение. Он состоит из девяти умений и навыков – «Девять доблестей настоящего мужчины» (эрын юhэн габьяа»): уметь бороться, мастерить, знать кузнечное дело, уметь охотиться, ломать голыми руками (кулаком) хребтовую кость скотины, плести кнут из восьми ремешков, плести треножник для лошади, уметь натягивать тетиву лука, быть наездником.
Основные качества бурятской женщины сформированы в девяти наставлениях: любить красоту, быть чистоткой, быть спорой в делах, быть ласковой к детям, быть опорой мужа, верной женой, уважать родителей мужа, быть спокойной и благоразумной, заслужить благословения пожилых, совершать благодеяния, пользоваться уважением друзей, быть гостеприимной.
В последующие годы этот кодекс усовершенствовался сообразно изменению жизни бурят, но основная суть осталась незыблемой.
Часто многим необходимо сделать обряд почитания «Дамдин Дорлиг», чтобы получить дар умельца и мастерового свыше, а вместе с даром он получает покровительство, благословение и защиту божества. С таким случаем мы воочию столкнулись в нашей семье, когда у одного из сыновей были определенные проблемы, и он сделал данный обряд. Для того, чтобы решить все проблемы, нам надо узнать, в каком поколении был человек, который обладал даром кузнеца, умельца, мастерового.
Много проблем возникает у людей, которые обладают сверхъестественным даром, переданным по наследству от какого-то предка. Этот дар дает ему право осуществлять функции посредника между мирами разного порядка. Для получения дара необходимо сделать посвящение в шаманы, костоправы, лекари и так далее (угаа бариха).
К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Незнание родовых мест поклонения (обоо), непочитание духов местности, места рождения предков (тоонто), священные места природы, загрязнение окружающей среды (один из десяти черных грехов) приводят к определенным проблемам, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни.
Составление родословной должно стать естественной потребностью каждого человека, которая, прежде всего, будет основываться на важнейшей составляющей воспитания личности - уважении предков. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он - наследник, он - продолжение рода.
Свое исследование начала с рода моего мужа. В работе есть схемы генеалогического дерева и табличный вариант, где отражены шесть поколений, с 1879 года. Для обозначения пола использовала знаки: квадрат - мужчины, мальчики и треугольник - женщины, девочки. В таблицу внесла фотографии, фамилия, имя, отчество, род, место рождения, дату рождения, год по лунному календарю, а ушедших из жизни – дату смерти. У невесток – девичью фамилию.
После табличного варианта пишу данные о человеке «Кто мы?», о его личности: фотография, биографические данные, личностные качества, заслуги, место рождения (тоонто) и места поклонения.
Параллельно собираю материалы по своему роду. Сбор материала идет по телефону, электронной почте, из личных бесед, интернета, архивных материалов семьи и государственного фонда регионов, книг про истории рода и т.д.
Когда начала заниматься написанием родословной, пришлось много общаться со своими родственниками. Это увлекательное занятие помогает укрепить общие отношения внутри семьи, улучшить отношения с теми родными, с кем не удалось познакомиться раньше. Для пожилых родственников такой интерес является чем-то вроде благотворительного «лекарства», и они радостно погружаются в общее и несущее пользу дело. К сожалению, многие родственники преклонного возраста, которые знали много о прошлом, ушли из жизни, унесли с собой истории, легенды, тайны в потоке времен.
Я желаю оставить эти сведения на бумаге для моих потомков в надежде, что «рукописи не сгорают», и очень хочу, чтобы потомки заинтересовались моими записями, не потеряли их, не черкнули их из своей памяти, как ненужный хлам, а передавали бы их, как реликвию из рода в род. Только помня о своих предках, зная их имена и биографии, мы воскрешаем их в нашей памяти.
Мы должны помнить о тех, кто был, дарить тепло тем, кто есть, мечтать о тех, кто будет.
Б.Раднагуруева
(Норбоцыренова).