Главная » 2020 » Сентябрь » 1 » По волнам памяти…

По волнам памяти…

01.09.2020 в 11:02 просмотров: 825 комментариев: 0 Образование

15 августа 1968 года по направлению Читинского пединститута им.Н.Чернышевского я с семьей приехал на работу в Агинское педагогическое училище. Директором училища был Т.М.Малацагаев. С первого сентября меня направили на сельскохозяйственные работы со студентами в с.Гунэй, где мы проработали на зернотоке целый месяц. До 1991 года ежегодно ездил со студентами на уборку урожая по колхозам Агинского района. Мои занятия преподавателем биологии и географии начались с октября. Методику преподавания природоведения и педагогическую практику пока оставили за опытной Клавдией Федоровной Лопуховой. Но в конце декабря 1968 года она ушла на пенсию. Так получилось, что все 40 лет работы в педагогическом коллективе пришлось провести множество естественно-научных предметов, методику и педагогическую практику со студентами в школах п.Агинское.

На методических совещаниях и педсоветах я с большим удовольствием и вниманием вслушивался в размышления опытных преподавателей и методистов-педагогов. Стал перенимать их методические приемы и анализ уроков студентов по педпрактике.
В те годы на базе педучилища в летнее время проводились курсы переподготовки учителей начальных классов. На них читали лекции наши методисты по основным предметам и приезжали лекторы из Читинского областного института усовершенствования учителей. Заведующими курсами были А.А.Казанкова, Е.Г.Гармаева, В.Г.Стрельников.
После года работы меня направили на ФПК в г.Орехово-Зуево по биологии, генетике и методике преподавания природоведения. Затем еще несколько раз выезжал на четырех или трехмесячные курсы по своему предмету, а также заместителей директора по учебно-воспитательной работе педучилищ РСФСР в Москву и Орехово-Зуево. Несомненно, общение с учеными и известными людьми обогащали методические и теоретические знания. Все это сформировало меня как методиста и практика, затем и как ученого. На основании этого мне пришлось 30 лет работать методистом по методике преподавания природоведения в Читинском областном институте усовершенствования учителей. Чтение лекций на разных курсах, семинарах, научно-практических конференциях постепенно определяло основные направления в преподавании естественно-научных дисциплин в педучилище, а также по предмету «Природоведение и окружающий мир» в начальной школе. Содержание данных уроков стало изменяться с каждым годом в эколого-валеологическом направлении и с широким использованием краеведческих материалов. 29 октября 1976 года в Агинском педучилище мною был создан и открыт музей охраны природы, который позволил усилить научно-исследовательскую, методическую и практическую направленность. 
В 2008 году при главе поселка А.Ц.Дондокове для музея было построено специальное здание площадью 346 кв.м, которое стало называться МУК «Музей природы» ГО «Поселок Агинское». Директором музея стала преподаватель естественных дисциплин Агинского педколледжа И.В.Летяева, которая много лет работала со студентами и проводила учебные занятия, экскурсии и полевые практики по землеведению, ботанике и зоологии в летнее время. На базе для учителей географии и биологии было проведено 50 семинаров, конференций, более двух тысяч экскурсий и два международных симпозиума. Музей посетили более 30 тыс.человек. Объявили и изучили 55 памятников природы, три региональных заказника и национальный парк «Алханай». Все это позволило принять специальную окружную программу по экотуризму. Созданный музей природы в этом направлении имеет уникальное значение для будущих поколений. Сбор природоведческих материалов осуществлялся на многочисленных экскурсиях и экспедициях (мне пришлось провести их более 1000) со студентами и преподавателями педучилища, а затем педколледжа. Студенты постоянно помогали оформлять стенды, коллекции насекомых и минералов, гербарии. В музее проводились учебные занятия, внеклассные уроки и экскурсии для учащихся начальных классов. Также проводились семинары для преподавателей-методистов пяти педучилищ Читинской области. Таким образом, совершенствовалось методическое и педагогическое мастерство будущих специалистов начальных классов. Многие из этих студентов окончили вузы (более 20 человек естественно-географические факультеты). Е.Б.Цымпилова стала заслуженным учителем РФ, В.Ч.Чимитдоржиев стал доктором буддийской философии и ректором медколледжа в п.Агинское, Д.Б.Балданова (Сундуева) стала доктором культурологии.
Наличие учебно-методической базы по экологии, методике преподавания позволили с 1991 по 1995 гг. в базовых школах поселка (АСШ №1, АСШ №2) начать проведение экспериментальной работы по внедрению новых учебных программ и учебников автора А.А.Плешакова, имеющих экологическое содержание. Я проводил познавательные уроки, экскурсии, внеклассные уроки для учащихся начальных классов. 
За пять лет обучения были привлечены учителя начальных классов области. Было проведено 44 семинара, которые посетили более 700 учителей. Следует отметить, что семинары проводились в полевых условиях на турбазе «Минеральная» с.Кука. Проведение таких занятий имело огромное значение для повышения природоведческой и экологической грамотности учителей. Впоследствии многие учителя успешно работали в своих школах: Л.И.Богатова, Т.М.Рахлецова - в п.Первомайский - получили звание «Заслуженный учитель школ РСФСР» и др. В это время были созданы первые экологические школы в Забайкалье (в п.Агинское - АСШ №4, под руководством Л.Ч.Балдановой, Новоорловской школе, г.Чита). Стали создаваться экологические ДОУ в г.Краснокаменск. В настоящее время все воспитатели десяти ДОУ в ГО «Поселок Агинское» в учебно-воспитательном процессе широко используют экологические материалы и методички. Многие воспитатели этих учреждений являются выпускниками Агинского педколледжа, которые изучали предмет экология, краеведение и широко использовали материалы музея охраны природы. ДОУ «Солнышко» под руководством заведующей О.П.Татауровой получило «Малую жемчужину» в 2009 году как лучшее образовательное учреждение России. Все детские учреждения в поселке благоустроены и озеленены совместно с родителями и воспитателями.
Успешному обучению естественно-научных дисциплин всегда сопутствовало проведение полевых практик по землеведению, ботанике и зоологии, студенты совершали экспедиционные исследования ООПТ Забайкальского края и Агинского округа, изучали редкие растения и животных, а также всего природного комплекса, с историко-археологическим обоснованием. Именно комплексное использование теоретических и практических знаний позволяло заинтересовать студентов через изучение природы родного края. Данный педагогический вид деятельности можно назвать высшей формой познания окружающего мира природы и человеческого общества. Полевые наблюдения на экскурсиях и экспедициях всегда будут занимать ведущее место в воспитательном и образовательном процессе. В настоящее время следует формировать ноосферное мировоззрение, по выражению В.И.Вернадского, - «сферу разума». Эта проблема всегда будет актуальной.
В настоящее время происходит увлечение компьютеризацией, но непосредственное общение с природой всегда должно выполнять одну из главных задач педагогической, экологической и экономической деятельности любого человека на Земле. Более 20 лет плодотворно работает преподаватель Б.А.Амоголонов, который принимает активное участие в экспедициях по родному краю, выездах на природу, что позволяет на интегрированной основе проводить уроки, создавать на электронных носителях фотодокументы о редких животных и растениях, видеофильмы. На основании этого ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».
Организационный опыт по созданию музеев в Агинском педагогическом колледже сыграл огромное воспитательное значение для студентов, а также в поднятии авторитета учебного заведения. Созданный первый музей им.В.И.Ленина под руководством директора Б.Л.Лиги, впоследствии кандидата педагогических наук, доцента и профессора ЧГПИ, был первой живой ласточкой творческого взлета всего педагогического коллектива. Эти идеи успешно пронесли Т.М.Малацагаев, Б.Ш.Шагдаров, Ц.Н.Номоконов, Ю.В.Никонов и др.
Музей образования округа, созданный более 15 лет под руководством Ж.Ж.Жамбалова в Агинском педколледже, тоже имеет огромное значение в исторической систематизации развития педагогики и учительства округа.
Таким образом, музееведческая деятельность на всех этапах развития учебного заведения - Агинского педколледжа - значима и формировала патриотическое и личностно-творческое отношение к своей педагогической профессии.
Следует отметить, что вся исследовательская деятельность преподавателей-музееведов была направлена непосредственно на совершенствование учебно-воспитательного процесса и на расширение мировоззренческих взглядов будущих учителей начальных классов Забайкалья.
Можно сказать о взаимодействии учителя и ученика, которое приводило к расширению знаний по методике и педагогике. В настоящее время изменилось теоретическое и методологическое содержание всех учебных программ и учебников, в которых красной нитью прослеживается экологизация. Выбранный нами путь ещё в далёком 1976 году был абсолютно правильным и имеет дальнейшую перспективу для развития всего педагогического сообщества.
Внедрение многих новых учебников и программ в «пик» их бурного выпуска затруднило у практически работающих учителей начальных классов. Сокращение теоретических и практических часов по естественнонаучным дисциплинам привело к снижению умений и навыков будущих специалистов. 
Перспективность педагогической работы учителя начальных классов или преподавателя педколледжа всегда должна учитывать общую систему развития цивилизации, основанную на устойчивом развитии биосферы. Отсюда будет формироваться устойчивое развитие природы и общества. Поэтому предметы о природе, методике преподавания природоведения или окружающего мира следует строить с учётом общения с природой во время проведения экскурсий, экспедиций, полевых практик, фенологических наблюдений, практических работ, а не только проводить изучение с использованием учебников. Будущий учитель начальных классов должен осознать важность знаний о природе, которые следует использовать в работе. Мне пришлось проработать в Агинском педколледже 40 лет и преподавать более десяти разных предметов по естествознанию, проводить педагогическую практику в школах п.Агинское. Также 30 лет работал в Читинском ИУУ методистом и доцентом по природоведению. Каждый год проводил и участвовал в полевых исследованиях природы родного края на основании натурных материалов о природе, написал несколько учебных пособий и книг. В 2000 году защитил диссертацию по особо охраняемым природным территориям Агинского Бурятского округа. Опубликовал более ста статей и провел более 1000 экскурсий и экспедиций по Забайкалью. В весеннее время со студентами проводили работу по озеленению поселка и парков. В 1976 году провели посадки деревьев и кустарников около педучилища и музея им.В.И.Ленина. В 1973 году с Агинским лесхозом в сосновом бору Цырик-Нарасун высадили 13 тысяч молодых сосен, которые выросли в настоящее время. Теоретическая и методическая работа всегда имела связь с практической деятельностью.
История Агинского педколледжа всегда у меня вызывала интерес и за время работы пришлось встречаться со многими выпускниками, которые с большим уважением и любовью рассказывают о преподавателях и традициях педагогической и методической деятельности коллектива. 
Особо выделяли спорт, музееведение, музыкальное обучение и воспитание. Изучая архивные материалы училища и печатные издания в книгах, статьях местных газет, узнаю много познавательного из прошлых лет родного училища. До сих пор позабыты некоторые события из истории училища и биографии преподавателей. Поэтому нынешнему поколению следует изучать и сохранять все многообразие интересной и активной жизни студентов и преподавателей с 1930 года.

В.Стрельников, 
заслуженный учитель школ РСФСР, член-корреспондент МАНЭБ, 
почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES