По страницам истории
В 1897 году, с мая по октябрь, в Забайкальской области, в том числе, на территории нынешнего Агинского Бурятского округа, работала правительственная комиссия (так называемая «Комиссия Куломзина») по изучению состояния землевладения, землепользования.
Руководил работой данной правительственной комиссии исследователь, историк, действительный статский советник Анатолий Николаевич Куломзин (1838-1923 гг.), под чьим именем эта комиссия вошла в историю.
Комиссия Куломзина была создана в связи со строительством Забайкальской железной дороги и должна была выяснить численность сельского населения по разрядам, населенным пунктам, родам и волостям, а также определить площадь земель для хлебопашества и сколько наделов для местных жителей и будущих переселенцев можно выделить в Забайкалье для ведения сельского хозяйства.
После четырехмесячной работы комиссии были опубликованы материалы по темам: «Списки населенных мест и дач», «Поселенные таблицы», «Географические сведения», «Исторические сведения», «Население, значение рода у инородцев и ламаизм» и другим. Были составлены аграрные карты региона, прилегающие к строящейся Забайкальской железной дороге.
Известный краевед Жигмит Тумунов в книге «История Аги. 1648-1917» пишет, что к деятельности комиссии Куломзина агинские буряты отнеслись с опаской. Потому что они своевременно разгадали: занимаемые бурятами земли могут быть урезаны путем приравнивания их по землепользованию с крестьянским сословием с целью поселения на освободившихся землях переселенцев из центральных и западных губерний страны. И начали борьбу за сохранение исторически занимаемых и освоенных ими земель, закрепленных высочайшими Грамотами 1703 и 1806 гг.
Агинцы обращались в вышестоящие правительственные органы и к высокопоставленным деятелям царского двора с просьбой отменить намечаемые правительством меры по результатам деятельности данной комиссии. В письме Агинской степной Думы высокопоставленному деятелю царского двора Э.Э.Ухтомскому говорилось: «...если мы потеряем право собственности при настоящем хозяйстве (имеется в виду многотысячное поголовье скота, содержащееся на пастбищных кормах – пояснение Ж.Т.Тумунова), нашим пропорциональным наделом существовать не можем в виду тех важных обстоятельств, что все плодородные земли в Забайкалье давно уже отошли во владение оседлого населения как путем уступки, так и путем захватов…». Письмо заканчивалось словами:
«…Следовательно, буряты остались на одних голых степях и как скотоводы на пропорциональном наделе удержать скотоводческое хозяйство не могут». Пропорциональный надел предполагал оставить в собственности бурят из расчета 15-30 десятин на одну мужскую душу, т.е. количество оставляемых во владение земель зависело от числа лиц мужского пола в семье, улусе, родовом и всем бурятском обществе. Такие размеры земельных угодий безусловно не обеспечивали пастбищное содержание того огромного количества скота, которое имелось.
Выдающийся ученый-востоковед Цыбен Жамцарано в своей статье «О правосознании бурят (К предстоящим общим реформам)» приводит такие данные: «… В 1897 г. у забайкальских бурят имелось более миллиона крупного (лошадей, коров и верблюдов) и столько же мелкого скота (баранов и коз). Всех бурят около 320 т. душ обоего пола, а в Забайкалье, по переписи 1897 года, буряты вместе с тунгусами составляют почти 200 т.д., и из них только 5272 д. обоего пола живут оседло…». Далее знакомит с мыслью его современника - знатока инородческой жизни Д.А.Клеменца о попытках перевести скотоводов-кочевников в оседлый быт, приучить к земледелию: «… урезка земель скотоводов, стеснение кочевок создаст не земледелие, а нищету…».
Комиссия Куломзина тщательно исследовала землевладение и землепользование, в итоге был дан всесторонний статистический анализ населения и его хозяйственного быта. На каждую семью была заготовлена карточка, в которую внесены данные о местожительстве, национальности, вероисповедании, составе семьи, возрасте и грамотности ее членов, роде занятий (местные промыслы), наличии наемных работников (годовых и сроковых) и их оплате в год, жилище (домах и юртах), местах кочевок и их расстоянии от места постоянного жительства, поголовье скота всех видов с молодняком, общем количестве внеусадебных покосов с указанием их площади и урожайности.
Исследование комиссии Куломзина по существу было подготовкой к волостной реформе 1903-1904 гг. Волостная реформа, несмотря на негативное отношение бурят и многочисленных ходатайств к отторжению занимаемых ими земель, была провозглашена «Временным положением об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев забайкальской области», утвержденным императором Николаем II 23 апреля 1901 г. На основании данного положения в 1903 г. упразднена Агинская степная Дума и образованы Агинская и Цугольская инородческие волости, просуществовавшие до февральской революции 1917 года.
Так были переформированы органы управления. Но борьба агинских бурят за сохранение земельных пространств, к которой присоединились видные ученые Ц.Жамцарано, Г.Цыбиков и царедворец П.Бадмаев, увенчалась успехом, так как намеченная урезка их земель по результатам исследования комиссией Куломзина и Волостной реформой не была реализована из-за противодействия местного населения.
Материалы комиссии Куломзина опубликованы в конце 1898 года. Они до сих пор являются ценными источниками для изучения истории и экономики Забайкальской области периода конца XIX - начала XX веков.
Д.Базарова,
главный библиотекарь отдела информационного и сервисного обеспечения Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.