По дорогам «Алтарганы»
В 2019 году я на «железном коне» - велосипеде - побывал в Дадал сомоне Хэнтэйского аймака Монголии, где впервые в 1994 году состоялся бурятский праздник «Алтаргана». С тех пор праздник, перешагнув государственные границы, не раз проходил в российских регионах – Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Идея проехать на велосипеде до Монголии, где проживают наши соплеменники, зародилась у меня в 2018 году, когда делегация Агинского Бурятского округа возвращалась из Иркутска после международного бурятского фестиваля «Алтаргана-2018». То и дело в дороге, по берегу Байкала, нам попадались велосипедисты на своих «железных конях», и, смотря на них, я подумал, как же раньше наши предки на своих лошадях кочевали по разным землям, и не было для них никаких преград, границ. И пришло решение совершить пробег до места, где зародился бурятский праздник – в Дадал сомон Монголии, и именно на велосипеде испытать свои силы.
В середине августа 2019 года я, наконец, решился и выехал на своем велосипеде по намеченному маршруту. В пути, проведя две недели на велосипеде (по-монгольски дугуй), я проделал путь из Агинского по маршруту: госграница (погранпереход Верхний Ульхун) - Баян-Уула Восточного (Дорнод) аймака Монголии - Норволин Хэнтэйского аймака - Дадал Хэнтэйского аймака – города Улан-Батор - Сухэ-Батор - Кяхта - Улан-Удэ - Агинское. Половину своего пути я преодолел на микроавтобусе и поезде. В общем-то, я не планировал весь маршрут проехать на велосипеде, тем более, что в Восточной Монголии было тяжело на дорогах после сильных дождей. Говорят, мир не без добрых людей: увидев на дороге человека на велосипеде, везде останавливаются машины, хотят подвезти, увезти и в ряде случаев меня с велосипедом подвозили до определенного населенного пункта. По первоначальному замыслу я должен был вернуться обратно в Россию из Хэнтэйского аймака, но человек, с которым я должен был встретиться, находился в Улан-Баторе, поэтому пришлось план подкорректировать и отправиться в Улан-Батор. И это замечательно, если я в пути до госграницы с Монголии встречал недоуменные взгляды и даже вопрос на дороге в Акшинском районе: «Что, у тебя машины нет, почему едешь в Монголию на велосипеде?», то в столице Монголии и городе Сухэ-Батор я встретил единомышленников-велосипедистов. В последние годы в Улан-Баторе, и вообще в Западной Монголии, развивается велотуризм, много туристов как российских, из западных регионов страны, так и иностранных, колесят теперь по Монголии. Обычный маршрут таких туристов: на самолете или на поезде они добираются до Иркутска, оттуда на велосипедах, привезенных с собой в багаже, едут по берегу Байкала и переходят границу с Монголией через Тунку. А вот восточные аймаки Монголии остаются в стороне от традиционных туристических маршрутов, а они не менее интересны, тем более, наше Забайкалье и соседние аймаки Монголии связывает общая история, связанная с именем великого потрясателя Вселенной Чингисхана. Так что, пока у нас, в Забайкалье и соседних, восточных аймаках Монголии, человек на велосипеде вызывает большое удивление, как и было до недавних пор в Улан-Баторе. Но думаю, что со временем велотуризм получит распространение и у нас как самый экономичный и экологический вид туризма.
Отправляясь в Улан-Батор из Хэнтэйского аймака, я связался с администратором группы «Bicycle Touring in Mongolia» в Фейсбуке Nyam Purevdorj с просьбой встретить меня в столице страны, а он связал меня с Чулуун-Батором (Чука), лидером велосипедного клуба «Аттила». Чука встретил меня в Улан-Баторе и пригласил выехать с ними в поход выходного дня в национальный парк «Горхи-Тэрэлж», расположенный в 80 километрах от столицы. «Горхи-Тэрэлж» - потрясающий по своей красоте национальный парк, получивший соответствующий статус в 1993 году. Красота гор и их зеленые склоны меня поразили, таёжные ландшафты нацпарка являются южной окраиной забайкальской тайги, проникающей на территорию Монголии по нагорью Хэнтэй. Возвращаясь на второй день в Улан-Батор, мы заехали в красивый, горный монастырь. К зданию монастыря у вершины горы ведет длинная дорога, вдоль которой стоят пронумерованные щиты с мудрыми буддийскими изречениями. Поднявшись к беседке на полпути к монастырю, можно было крутануть большой барабан. Этот барабан был соединен со стрелкой под потолком, которая указывала на цифры от одного до 150. Этот номер и становится «вашим» - таким образом, судьба-стрелка выбирает для вас мудрое изречение на тех самых пронумерованных щитах. Подъем к монастырю был довольно крутым, внутри него чувствовалось какое-то умиротворение. На обратном пути из нацпарка в Улан-Батор мы также сделали небольшой крюк на автомобиле, чтобы посмотреть огромную 40-метровую статую Чингисхана из нержавеющей стали, установленную в 2008 году. Памятник издалека смотрится очень внушительно: он стоит на десятиметровом туристическом центре, внутри которого есть небольшой музей и магазин сувениров. Мы с моим другом Чулуун-Батором поднялись на верх статуи на лифте, вышли из передней части седла и поднялись по лошадиной шее на голову, где насладились прекрасным панорамным видом окружающей местности.
На обратной дороге из Монголии я побывал в городе Сухэ-Батор, где также который год собираются велосипедисты и совершают туры - походы выходного дня. До дома я добирался через Кяхту, куда попал рано утром, быстро пройдя границу на погранпереходе Алтан Булак с помощью велосипедистки Цэцэгт (или Ням, как она себя назвала), работающей на таможне. Живет она в Сухэ-Баторе, в 25 км от погранперехода, куда она добирается по утрам на своем велосипеде. У нее, конечно, есть свой личный автомобиль, но она предпочитает ему двухколесный транспорт (тут мне вспомнился русский мужик на трассе в Акшинском районе Забайкалья с его дурацким вопросом. «Что, у тебя машины нет?»).
В Кяхте я познакомился с дружной семьей Сокто и Оли Жигжитовых. Они владеют в городе замечательным магазином «Книжный двор» и принимают гостей по программе «CouchSurfing» - каучсёрфинг — одной из крупнейших гостевых сетей, существующей в виде онлайн-сервиса. Сеть объединяет более 14 миллионов человек в 200000 населенных пунктах. Члены сети предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий и организуют совместные путешествия. Начиная с 2016 года, семья Жигжитовых приняла у себя дома много гостей, в том числе, из Аргентины, Казахстана, Украины, Беларуси, Польши и других стран. В книге отзывов, где гости оставляют на разных языках, появилась теперь запись на бурятском языке. Мой первый опыт путешествий на велосипеде удался, я приобрел множество друзей, хороших знакомых - это Наранхуу из сомона Баяндун Дорнод аймака, ребятишки-буряты, напоившие меня горячим чаем в своей юрте по дороге из сомона Баян уул до сомона Норволин - Тэмужин, Баярмагнай и Сайнхуу, Балдан баабай из Дадал-сомона Хэнтэйского аймака, Ням Пурэвдорж, Чулуун Батор, Махгал Болд, Мунхжаргал из Улан-Батора, Цэцэгт (Ням) из Сухэбатора, семья Жигжитовых из Кяхты и многие другие, кто попадался мне в дороге.
В следующем, 2020 году, бурятский праздник «Алтаргана» должен был пройти в Агинском Бурятском округе Забайкальского края, но из ограничений в связи с распространением Covid-19 по всему миру праздник был перенесен на более поздний срок.
И второй этап моего велопроекта «По дорогам «Алтарганы», который планировал в 2020 году, состоялся в 2022 году перед бурятским фестивалем «Алтаргана-2020» в Агинском Бурятском округе. Велопробег прошел по маршруту «Усть-Ордынский-Иркутск-Улан-Удэ-Ацагат-Кижинга-Агинское». Старт велопробега состоялся четвертого июля 2022 года, рано утром на центральной площади поселка Усть-Ордынский Иркутской области. Меня провожали в дальнюю дорогу коллеги-журналисты из окружной газеты «Усть-Ордын унэн» Людмила и мой друг, сослуживец, главный редактор Баяндаевской районной газеты «Заря» Борис Вахрамеев. В тот же день я оказался в Иркутске, где пришлось остановиться на день, чтобы приобрести запасную велокамеру и заняться ремонтом заднего колеса, которое потихоньку спускало. Причину этого я нашел уже позднее, на дороге Иркутск-Култук-Слюдянка. В зимнее время водители жгут свои покрышки и оставляют их остатки на обочинах трассы, и вот где-то на пути из Усть-Ордынского до областного центра я поймал малюсенькую проволочку, которая застряла в покрышке и стала причиной моей «головной боли» на трассе до Слюдянки. Там мне пришлось заехать в город и приобрести новую покрышку. На Байкале я встретил жителей Тунки, которые, узнав о цели моего велопробега по дорогам «Алтарганы», пожелали мне удачи в дороге и успешного финиша на Родине.
В дороге и после нее люди интересовались, не страшно ли путешествовать одному. Конечно, тем, кто задает такие вопросы, неведомо чувство дороги, когда ты один на один с трассой, вокруг большегрузные автомобили, которые прижимают тебя к обочине, и ночевки на природе, когда тебя окружает безмолвный, на первый взгляд, лес. А он не такой, в тишине можно различить, как шумят кроны деревьев, приветствуя тебя, и звучат голоса различных ночных животных. А утром тебя будит не будильник, а звонкие птичьи трели… И дорога, идущая в даль и приводящая тебя к конечной цели.
В районе туристического комплекса на Мамае мне в дороге встретились молодые велосипедисты, выбравшиеся на выходные на своих двухколесных «конях», с ними я соревноваться в скорости, конечно, не стал, тем более, они были налегке, с рюкзачками, а у меня – «дальнебойщика» багаж был посолиднее, тяжелее, тут и палатка со спальником и ковриком. Тем не менее, я догнал их на железнодорожной станции, где я сел с ними на электричку до Улан-Удэ. Для них, юных, это обычный вид отдыха на выходных – утром на электричке на природу и вечером обратно также. Вот они меня и уговорили таким образом «отдохнуть», спасибо ребятам. Я рассказал им, что следую из Иркутской области в Агинский Бурятский округ, на очередную «Алтаргану», велосипедисты пожелали мне счастливой дороги. В Улан-Удэ мои земляки-одноклассники встретили меня, помогли с ремонтом велосипеда, приобрели мне новую подножку на велосипед. Старую, сломанную я оставил в мусорной корзине в Слюдянке, там, где приобрел новую покрышку. Следующая остановка на моем пути – туристический комплекс «Степной кочевник» в Ацагате Заиграевского района, там была самая волнительная встреча. Запомнились приветливые женщины-экскурсоводы Гарма-Ханда, Эрдыни-Дари, особенно отмечу самую веселую бабушку Бурятии Эрдыни–Дари Бадмаевну, ставшую «звездой» многих телевизионных программ России, к примеру, «Поедем, поедим!» с ведущим Федерико Арнальди. С ней мы встретились и пообщались потом на «Алтаргане» в Агинском, куда она приезжала в составе делегации Бурятии. Еще один пункт – остановка в Кижингинском районе, где недалеко от районного центра находится одна из самых известных ступ-субурганов Бурятии, да и всей России – Джарун Хашарай субурган. Везде, где я ни останавливался, люди интересовались целью моего велопутешествия, и каждый одобрял, поддерживал меня, ведь «Алтаргана» – это праздник, объединяющий бурят во всем мире! Запомнилась встреча с известным актером, народным артистом Бурятии Биликто Дамбаевым, мы встретились с ним возле ступы. Он родом из Кижинги, и каждый раз, приезжая на малую родину, он обязательно посещает самую большую буддийскую ступу в России.
Финиш второго этапа велопроекта «По дорогам «Алтарганы» состоялся 19 июля 2022 года на въездном знаке в окружной центр – поселок Агинское. Журналиста, вернувшегося из многодневного велопробега протяженностью почти полторы тысячи километров, приуроченного к международному бурятскому фестивалю, встречали коллеги, друзья, родственники. И как сказал еще в 2019 году во время встречи в Кяхте наш земляк Сокто Жигжитов, дорога, путешествия «затягивают», так что путешествие завершилось, и да здравствуют новые путешествия, новые дороги! Впереди меня ждут новые дороги, третий, завершающий этап велопроекта «По дорогам «Алтарганы» из Булганского аймака Монголии до родного Агинского Бурятского округа.
Базаржаб РИНЧИНОВ.
Фото автора, и Мажид ДОРЖИЕВОЙ.