Письма фронтовые грозных лет
С волнением и осторожностью перебираю пожелтевшие, истертые на сгибах фронтовые письма, которые бережно хранятся в фонде нашего Агинского национального музея им.Г.Цыбикова. Большую часть из них принесли в музей родственники тех, кто эти строки писал и получал.
В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено два миллиарда 794 миллиона писем, 9,9 миллиона посылок, 35,5 миллиона переводов. А сколько писем не дошло до адресата, было размётано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома…
Теперь только понимаешь, какую огромную роль играли они в жизни людей. Их писали, потому что людям необходимо было общаться. Четыре долгих года длилась кровопролитная война! Четыре года разлуки! Эти письма вселяли надежду на скорую встречу, веру в Победу.
Фронтовые письма – отзвук той далекой и страшной войны. Читая эти строки, убеждаешься, что только они связывают сегодняшнее поколение с теми далекими годами. В письмах с фронта мы слышим голос, узнаем, о чем думали и мечтали солдаты, подарившие нам мир на земле. С грустью вчитываешься в потускневшие буквы солдатских писем. Все фронтовые письма проходили цензуру. То, о чем писать было нельзя, тщательно зачеркивалось, а порою письма вовсе не отправлялись адресату. Солдаты знали это, поэтому старались свои чувства сдерживать, но это не всегда получалось.
Ш.Арсаланова,
заместитель директора по научной работе Агинского национального музея
им.Г.Цыбикова.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Письма Гомбо Беликова сестре Мыдыгме Гомбоевой:
«Здравствуй, дорогая сестра!
Получил твое письмо, на которое спешу дать ответ, спасибо…
Ну, как твоя жизнь протекает и получаешь ли ты письма от мужа? Недалек тот день, когда все встретимся и будет еще лучше жизнь, чем сейчас. Сейчас я пулеметчик, и надеюсь изучить его хорошо, чтобы уничтожить врага. Чем быстрей разобьем врага, тем быстрей встретимся с вами.
Ну, на этом кончаю. Пиши подробно о себе и своей жизни.
С приветом, твой брат Гомбо.
13.09.43 г.».
«Добрый день, дорогая моя сестрица Мыдыгма!
Шлю тебе горячий привет. Сестрица, я ваше письмо получил 2 мая 1944 года. За которое я очень был рад и большое спасибо за вашу заботу обо мне. В вашем письме много новостей.
Я пока жив и здоров, живу хорошо, что будет дальше - неизвестно.
Ну, пока все. Желаю вам всего хорошего в вашей жизни, здоровья и успехов в вашей работе. Пока, до свидания.
Ваш брат Гомбо. Жду ответа.
2/ V/ 1944 г. »
Письмо Федора Татаурова:
«Добрый день, здравствуйте, дорогие родители!
С сердечным приветом вам сын Федор. Сообщаю, что нахожусь жив и здоров, чего и вам желаю. Это письмо, наверно, для вас будет долгожданной радостью, потому что я вам не писал, и в действительности долгое время ввиду того, что не был на одном месте и не имел точного адреса. Сейчас тоже прошу вас, чтобы не писали ответ, а когда напишу следующее письмо, пропишу точный адрес, а больше прошу не беспокоиться. Служу, все по-старому. Но одно плохо: я то не получаю письма.
Ну, пока все. С приветом, ваш сын Федор.
29/III- 44 г.»
Письмо Бато-Цырена Базарона:
«Уважаемые родители: мамаша, Цыбжит, Валюша и Доржо!
Шлю горячий фронтовой привет! Жив и здоров! Нахожусь на фронте за Берлином 120 км. Отечественная война идет к концу. Основная сила гитлеровской Германии разбита.
Крепко целую Вас! До свиданья! 8.05.45 г.»
Письмо Жамсо Тумунова жене:
«Ханда! Получил твое письмо, написанное 15-го марта, за что очень рад, особенно рад письмам Батора. Как ты пишешь, он действительно стал большой и толковый. Сильно хочется увидеть его и поцеловать. Когда читаю твое письмо о нем, ты пишешь трогательно. Именины Батора на этот раз не придется проводить вместе. При всем моем желании. Война скоро кончится, но когда - предсказать трудно. Здесь очень тепло, хожу в гимнастерке, скоро увезут. Пока остановились в лесу, но скоро должны двигаться дальше и вступить в последний решительный бой. Батору пишу отдельное письмо. Два его письма порадовали меня.
Жди меня. Победа близко, а именины Батора отложите до моего приезда.
Целую. Жамсо. п/п 11798. 19/ IV/45 г.»
«Жамсо! Помнишь, что когда ты ушел в армию наш сын Батор не умел говорить и ходить, а теперь уже ему четыре года и играет в войну, добивает немцев. Конечно, это твоя и моя гордость - иметь такого сына. Жизнь протекает однообразно, все по-старому.
После тебя один раз с сыном сходила в цирк и два раза в кино, он сильно интересовался, картина была с войной. Он все время играет с ребятами в войну, говорит, что скоро кончится война, переубиваем всех немцев! Ты о нас не беспокойся, тебе желаем счастья и скорой встречи!
Скоро разгромим подлых варваров, все вы вернетесь домой, будем жить счастливой, цветущей жизнью…
Целуем крепко: Батор, Ханда. 15/ IX/ 44 г. »
«Мои дорогие! Наконец-то мы закончили войну. Это письмо пишу из Чехословакии, снова над нами мирное небо, яркие лучи солнца. Впереди у нас счастливые встречи. Крепко целую, обнимаю! С Днем Победы!
Жамсо.
9 мая 1945 года».