Певец редкого дара и таланта
26 сентября 2022 года исполнилось бы 75 лет народному артисту Бурятии, заслуженному артисту России Болоту Бороеву (на снимке). Без этого имени трудно представить себе Бурятский государственный академический театр оперы и балета, бурятскую музыкальную культуру. Ведущий солист театра Б.Бороев был непременным участником всех ответственных концертов, Дней культуры Бурятии, творческих отчетов театра и Союза композиторов Бурятии в столичных городах и республиках России, странах ближнего и дальнего зарубежья, концертов, проводимых министерством культуры, Союзом театральных деятелей, музыкальным обществом, госконцертом.
Ему аплодировали меломаны Японии и Китая, Франции и ФРГ, Голландии и Бельгии, Австрии и Турции, Испании и Канады, творческие портреты помещали газеты Монголии, Калмыкии и Якутии. Его успехи были отмечены критиками Москвы и Санкт-Петербурга, Киева и Алма-Аты, Владивостока и Хабаровска, Владикавказа и Оренбурга, Екатеринбурга и Перми. Везде, где бы ни выступал певец, что бы им не исполнялось - центральная или эпизодическая роль, классические арии или народные песни - в памяти слушателей навсегда оставались красота его голоса и огромное артистическое обаяние.
Путь Б.Бороева в музыку не был простым. Паренек из Агинского (Цаган-Оля) учился в Читинском сельскохозяйственном техникуме, Львовском высшем военно-политическом училище, историческом факультете БГПИ, был матросом Северного тралового флота. Лишь в 25 лет пришел он в Улан-Удэнское музыкальное училище в класс В.Б.Елбаева, сразу угадавшего возможности и перспективы Болота. Надежды оправдались: в год окончания училища он стал лауреатом Всероссийского конкурса и поступил в Московскую консерваторию. Самые теплые воспоминания связывал Болот с профессором А.И.Батуриным, в классе которого ему посчастливилось учиться.
После окончания консерватории в 1982 году Б.Бороева зачислили в труппу Бурятского академического театра оперы и балета, сразу же поручили партии Водемона в «Иоланте» П.Чайковского и Пинкертона в «Чио-Чио-Сан» Д.Пуччини. Успешное их освоение отмечено назначением на сложнейшую партию Альфреда в «Травиате» Дж.Верди, которая стала одной из лучших работ певца. В его репертуаре - целая галерея образов мировой оперной классики: Герцог в «Риголетто» Дж.Верди, граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Д.Россини, Дюрена в «Заза» и Арлекина в «Паяцах» Р.Леонкавалло, граф Лермо в «Доне Карлосе» Д.Верди.
В русских операх исполнял Владимира («Князь Игорь» А.Бородина), Стрешнева («Хованщина» М.Мусоргского), а в операх «Евгений Онегин» П.Чайковского и «Борис Годунов» М.Мусоргского были им подготовлены даже по три партии: Ленского, Трике, Запевалы и Самозванца, Юродивого, Ближнего боярина. Органике певца была близка оперетта, поэтому несомненной удачей стали партии Андрейки («Свадьба в Малиновке» А.Александрова), Принца («Синяя борода» Ж.Оффенбаха, Баринкая «Цыганский барон» И.Штрауса). Отмечались критикой его успехи и в национальных спектаклях: партиях Сказителя в опере «Энхэ-Булат-Батор» М.Фролова, Мингийяна в первой калмыцкой опере-балете «Джангар». Пел Б.Бороев также партии Баира («Чудесный клад») и Даши («Сильнее смерти» Б.Ямпилова).
Оперная музыка была представлена в творчестве певца партиями Никиты Муравьева «Души прекрасные порывы» П.Бажова, Вали Крючевского «Вера, Победа, Любовь» А. Двоскина, кулака Луки «Ночь умирает с рассветом» В.Усовича. Он обладал всем комплексом качеств, необходимых для певца-актера. Сильный голос приятного тембра (лирический тенор) и широкого диапазона, яркие сценические данные, безусловный драматический дар. Ему была свойственна открытая эмоциональность, в образах своих героев подчеркивал острые, драматические краски.
Концертный репертуар был огромен. Это арии из русских и зарубежных опер, в том числе редко звучащих: В.Моцарта, Р.Чилеа, Ф.Эркеля, романсы Ф.Шуберта, Ф.Листа, Э.Грига, М.Глинки, А.Даргомыжского, П.Чайковского, С.Рахманинова, Г.Свиридова. Большое место в его репертуаре занимала бурятская музыка: романсы и песни Б.Ямпилова, Ч.Павлова, А.Андреева, Б.Цырендашиева, Ю.Ирдынеева, С.Манжигеева. Часто звучали в исполнении певца песни Л.Лядовой и Т.Хренникова, С.Туликова и А.Пахмутовой, А.Ширяева, М.Блантера, 3.Афанасьева, Т.Чудовой, В.Агафонникова, наших читинских и красноярских «соседей» - А.Аверьянова, Н.Волкова, Н.Меремкулова.
Но с особой любовью певец исполнял народные песни - бурятские, русские, монгольские, украинские, итальянские, которые он пел на языке оригинала, искренно и самозабвенно. Очевидно, именно любовь к народным песням, равно как и несомненное певческое дарование, принесли Б.Бороеву успех на высоких музыкальных форумах: он стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей советской песни (Якутск), второго Всероссийского конкурса исполнителей народной песни (Санкт-Петербург).
Болот Бороеву посчастливилось выступать с такими прославленными коллективами, как Малый симфонический оркестр СССР, эстрадно-симфонический оркестр Центрального радио и телевидения, оркестр народных инструментов ЦРТ, ОРНИ Московской филармонии. В Бурятии певец часто выступал с оркестром бурятских народных инструментов, муниципальным концертным духовым оркестром, ансамблем «Сибирский сувенир», учебными оркестрами русских и бурятских народных инструментов ВСГАКИ. Плодотворным было многолетнее сотрудничество певца с симфоническим оркестром Бурятской филармонии, ансамблем преподавателей и джазовым оркестром института культуры. Активная творческая деятельность певца, его талант и профессиональное мастерство были отмечены присвоением почетных званий: заслуженного артиста Бурятии в 1984 г., народного артиста Бурятии в 1987 г.,заслуженного артиста России в 1990 году.
Из книги «Гордость
древней Аги».