Первый фестиваль хамниган
Любой этнос может оказаться на грани исчезновения, а потом вновь возродиться. Пример тому хамниганы, которым выпала тяжелая доля. Они прошли через политические репрессии и переселение, искажение истории и опасность потери идентичности. Но, несмотря на это, смогли выжить и возродиться. Поэтому хамниганы, проживающие на территории трех государств, собрались на родине Чингисхана, в Дадал-сомоне Хэнтэйского аймака.
На фестивале прошли песенно-поэтический конкурс хамниганов и научно-практическая конференция, которую организовали Центр хамниганских исследований Монголии и администрация Дадал-сомона. Фестиваль собрал делегации из Забайкальского края РФ, Хулунбуирского хошуна Внутренней Монголии КНР. Монголию представили аймаки Хэнтэйский, Дорнодский, Селенгинский и город Улан-Батор.
В делегацию Забайкальского края вошли представители сел Гунэй, Токчин, Узон Агинского Бурятского округа, Курулга Акшинского района и Тарбальджей Кыринского района.
На конференции выступили с докладами председатель Центра хамниганских исследований Монголии Санжаагийн Мөнхжаргал, доктор филологических наук Дашинима Дамдинов из Бурятии, кандидат филологических наук Дина Сундуева из Забайкальского края, доктор филологических наук из Внутренней Монголии КНР Жамсарангийн Сэндэм, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН
(г.Новосибирск) Арсалан Гомбожапов, исследователь народных песен и национальной одежды из Шэнэхэна Автономного района Внутренняя Монголия Цэрэндулма, краевед и старейшина села Гунэй Валерий Семёнов, учитель и поэт из села Токчин Любовь Загдаева, глава Совета Центра хамниганских исследований Раднаагийн Бадрал из Монголии и другие. Обсуждались вопросы языка, истории, культуры и этнографии. Темы докладов были посвящены истории хамниган, их языку, песням, обрядам, обычаям и одежде. Особенно хочется отметить выступление доктора филологических наук Дашинимы Дамдинова, старейшины и духовного лидера ононских хамниган, участника Великой Отечественной войны.
В этом году ему исполнилось 94 года. Он процитировал академика Б.Я.Владимирцова: «Этот язык возник на почве какого-то очень древнего монгольского диалекта. Диалекта, который выявляет древнюю стадию развития монгольского языка». По его словам, современные исследователи языка и фольклора народов Сибири считают, что хамниганский язык является одним из монгольских языков. Ученый Ю.О.Яхунин писал о хамниганах: «Это люди, говорящие на своеобразном архаичном монгольском языке, который никак нельзя считать диалектом халхасского или бурятского». Поэтому хамниганский - это язык одного из древних монгольских народов, - сказал Дашинима Дамдинов.
Почетный гость фестиваля, специалист Управления по внутренней политике правительства Забайкальского края Николай Беломестнов обратился с приветственной речью от имени губернатора Забайкальского края к участникам мероприятия: «Это очень хорошо, когда представители трех государств – России, Китая и Монголии - веками живущие рядом, встречаются для обсуждения вопросов, посвященных хамниганам. Нас объединяет многое. Это и история, и культура. Хамниганы – важная часть российской культуры и истории. Наше государство поддерживает стремление своих граждан к сохранению национально-культурной идентичности».
Доктор культурологии, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета филологии и массовых коммуникаций Забайкальского государственного университета Дина Сундуева выступила с докладом о шилкинских хамниганах Забайкальского края. Ею была представлена презентация, в рамках которой использовались фотографии С.М.Широкогорова, сделанные этнологом в 1912 году во время экспедиции в места проживания хамниган. В докладе ученого были раскрыты важные вехи, сыгравшие основную роль в изменении духовной культуры этой группы хамниган, среди которых называется принятие православия, которое повлекло за собой языковую ассимиляцию, изменение образа жизни. В этом ряду на изменение культурной идентичности повлияла политика укрупнения хозяйств в советское время, перепись населения 1926 года с двухступенчатой процедурой учета этнической принадлежности.
Ученые и исследователи из Внутренней Монголии рассказали о современном состоянии языка хамниганов и эвенков в Китае, одежде и легендах, о смешанных браках с эвенками и другими монгольскими народностями.
Как точно отметил один из участников конференции, мало быть хамниганом-монголом только при больших исторических оказиях, им надо быть и в будничное время истории, ежедневной действительности». Поэтому можно сказать, что хамниганы возрождаются и стряхивают с себя седую пыль истории.
Интересным было конкурсное выступление народных песен хамниганов. В конкурсе песен приняли участие более тридцати исполнителей. Всего было исполнено около 40 песен. Прозвучало и много шуточных песен. Наиболее популярная песня «Онон куцуур» была исполнена в самых разных вариантах.
Надо отметить артистов из села Гунэй, которые с душой выступили на конкурсах песни и выразительного чтения. Баирма Баторова из Гунэя завоевала третье место в номинации «Выразительное чтение», а Долгор Дансаранова– третье место среди любителей в номинации «Хамниганские песни”.
Знаток традиций и обычаев хамниганов, поэтесса Любовь Загдаева и ансамбль песни «Онон» из села Токчин удостоились специального приза. Певец из села Узон Арсалан Энэбишиев также был награжден специальным призом.
На фестивале также шел разговор о национальной одежде хамниган. Сегодня доподлинно неизвестно, какую одежду все-таки они носили. Факт, что гутулы (сапоги) сильно отличались от бурятских, поскольку хамниганы были, в основном, охотниками.
На научной конференции были перечислены многочисленные роды хамниган: алтанкан, багшинар, баргужин, баягид, бодиндор, бодонгууд, гавунаг, горлууд, гучид, гунээкин, дагаанхан, дагуур, долаар, долоод, дулиасэл, дулигад, дэрийцэгэд, залтууд, залайр, замал, катакин, кимор, кондо, лунэкир, мэкэрчин, намиад, нэфтэн, онхолиг, орлууд, поинкин, сартуул (бамбадайн сартуул, бамбачан сартуул, бахашил сартуул, гуринка сартуул, кэпцэнууд сартуул, махан сартуул), сардуул, цонгол, сартууд, солон, тивэргэ, тугчин, увачаан, улиад, улианхан, унзал, урианхай, уринга, узон, үхэрдэ, халбид, халзангууд, хангид, хатакин, хашигин, хошуур, хотогойд, хуланта, хургад, хучид, цахар, цохор, цэмцэгэд, чипчинууд, шарга-азарга, шимшигид, ширгадул и шулэнкин.
Основная часть ононских хамниганов проживает по левой стороне реки Онон в Агинском, Акшинском, Дульдургинском, Кыринском и Ононском районах Забайкальского края - в Токчине, Гунэе, Узоне, Таптанае, Зуткулее, Чиндалее, Курулге, Тарбальджее. В Монголии селения хамниганов расположены на территории Дадал-сомона Хэнтэйского аймака, Ерөө-сомона Селенгинского аймака, селения Мандал Төв аймака и сомонов Баян-Уула, Дашбалбара Дорнод аймака, в Китае - в северной части Эвенкийского хошуна Автономного района Внутренней Монголии КНР.
Всего в Забайкальском крае, по официальным данным переписи населения, проживают 650 хамниганов. По неофициальной статистике, насчитывается их около пяти тысяч. Несмотря на то, что, многие хамниганы записаны как буряты либо эвенки, сами себя они всегда идентифицируют хамниганами.
В целях возрождения и сохранения языка и культуры хамниганов участники фестиваля решили проводить такие встречи раз в три года.
По материалам интернет-
портала «Asia Russia Daily» подготовил С.БУДАЖАПОВ.