«Период охлаждения»: новые правила возврата денег
С 30 мая 2016 года граждане, заключившие договор добровольного страхования, могут без особых проблем его расторгнуть и получить уплаченную страховую премию. На раздумья законом отведено не менее пяти дней. О том, как пользоваться этим новшеством в повседневной жизни, нам рассказал заведующим сектором контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Дмитрий Аксенов.
- Чем обусловлена необходимость таких новшеств на страховом рынке?
- Необходимость связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе, при получении страховых или банковских услуг. Закон запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других. За такое «навязывание», например, заключение договора ОСАГО, предусмотрена административная ответственность. Однако, доказать факт навязывания достаточно сложно.
Чтобы у клиентов была возможность «избавиться» от лишних хлопот ненужной страховки, Банк России ввел «период охлаждения».
- Что означает понятие «период охлаждения»?
- Это срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. Проще говоря, это время на раздумья.Нужно отметить, что отказаться можно не только от «навязанной услуги». Человек может просто передумать или его жизненные обстоятельства изменятся.
- Получается, возвратить «ненужную» страховку теперь просто?
- «Период охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
Страховым компаниям станет попросту невыгодно что-то продавать принудительно, если человек может на следующий день прийти и расторгнуть договор. Важно помнить, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления клиента. После этого в течение десяти дней страховая компания обязана вернуть деньги наличным или безналичным способом.
- В течение какого времени можно отказаться от дополнительной страховой услуги?
- Закон предусматривает пять рабочих дней. Но страховщик своими внутренними правилами может установить и более длительный период. Срок отчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Этого времени вполне достаточно, чтобы гражданин сам или по совету близких мог осознать, что напрасно поддался на уговоры страховщиков, и вернуть свои деньги без взимания комиссий.
- Что необходимо знать потребителям для расторжения договора страхования?
- С момента заключения договора страхования и до момента подачи заявления не должно произойти страхового случая. Необходимо также отметить, что «период охлаждения» действует только для договоров со сроком действия не менее 30 календарных дней.
Для расторжения договора гражданин должен обратиться с письменным заявлением в любой офис или филиал страховщика. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение десяти рабочих дней после получения заявления.
- На какие виды добровольного страхования распространяется нововведение?
- Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
- Каковы действия потребителя страховых услуг при отказе страховщика расторгнуть договор добровольного страхования?
- В случае, если страховая компания не ответила в течение установленного времени на заявление о расторжении договора или ответила отказом, забайкальцы могут в письменном виде подать жалобу в Отделение по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России по адресу: 672000, г.Чита, ул.Анохина, 74, а также отправить в электронном виде через интернет-приемную на сайте Банка России: www.cbr.ru.
Пресс-служба
Банка России.