Перепись населения как индикатор благополучия народов
Окончание. Начало в № 95-96
В Интернете появились предварительные итоги последней всероссийской переписи населения. Сразу надо признать, что для нас, бурят-монголов, итоги эти не самые приятные, я бы назвал даже печальные. Впервые после трагических потрясений первой половины двадцатого века, связанных с революцией, Гражданской войной, репрессиями и войнами, приведших к значительному сокращению численности бурятского народа, мы показали снижение количества граждан, относящих себя к бурятам.
Сегодня более 60 проц. молодых бурят, родившихся в г.Улан-Удэ, абсолютно не говорят на языке предков. Потеря языка – это невосполнимая утрата, которая повлечет за собой разрушение всего внутреннего духовного мира бурятского этноса, затронет в корне национальное самосознание». Здесь необходимо с горечью признать, что в последнее время проблема зашла еще дальше. С развитием Интернета, компьютерных технологий, телевидения даже дети из далекой глубинки отходят от родного языка. Стало обыденным явлением звучание русской речи в садах, школах, на улице. Доржиев справедливо отмечает, в первую очередь, роль родителей в этом деле: язык «впитывается» с материнским молоком. Если в семье, как правило, разговаривают на родном языке, то даже в далеких городах дети растут со знанием языка родителей, пусть даже на бытовом уровне.
Далее профессор предлагает (для дискуссии) перевести литературный бурятский язык на «цакающий» южнобурятский, ближе к монгольскому, диалект. Проведенный у студентов восточного факультета опрос показал, что намного легче усвоить халхаский «цакающий» диалект, чем хоринский. Надо признать, что этот вопрос «бородатый» и имеет свою историю.
В двадцатых годах прошлого века, когда среди национальной интеллигенции шли горячие споры о путях создания единого литературного языка, то большинство наших авторитетных ученых, как профессора Г.Цыбиков, Б.Барадин и другие предлагали взять за основу именно «цакающий» вариант, на котором основывалось старомонгольское письмо. Оно было понятным и распространенным среди всех монгольских народов. В составе специальной комиссии по созданию единых научных терминов с монголами профессор Г.Цыбиков ездил в Улан-Батор. Но партийные идеологи, скорее для разделения монгольских народов, предложили остановиться на хоринском диалекте. В злопамятные тридцатые годы большинство из этих ученых и представителей национальной интеллигенции были обвинены в «панмонголизме», репрессированы и погибли в застенках НКВД.
В последние годы по инициативе Хамбо-ламы Д.Аюшеева ведутся работы по восстановлению всех диалектов бурятского языка. И это надо признать правильным решением, ведь диалекты, с их широким словарным разнообразием, в конечном итоге являются богатством всего бурятского народа и их нужно сохранить.
В наше время бурятские племена и роды не изолированы друг от друга, как было когда-то. Они активно общаются, то есть, идет интенсивный обмен не только генетическим материалом, но и культурными ценностями. И если мы сумеем сохранить в целом для потомков весь спектр бурятских диалектов, то есть надежда, что в будущем появится единый разговорный и литературный язык. Желательно, чтобы он был близок и понятен всем монголоязычным народам.
Для уверенного сохранения единого культурного пространства всех бурятских племен и родов, их традиций, обычаев и языка нам необходимо и дальше развивать и расширять культурные мероприятия в формате всебурятского наадана «Алтаргана», проводить различные конкурсы и спортивные состязания.
В наше время Республика Монголия является единственным центром сохранения монгольской культуры и языка без влияния извне в первозданном, чистом виде и служит ориентиром для всех нас. И всем монгольским народам желательно развивать и сохранять межэтнические связи, прежде всего с Монголией, то есть, создавать своеобразный культурный «панмонголизм», о чем говорили и в начале прошлого века и пострадали наши лидеры национального движения. Речь об изменении государственных или административных границ не идет.
Профессор Доржиев подчеркивает незаменимую роль единой религии, буддизма в деле консолидации этноса и в противостоянии с другими вредными идеологическими течениями и усиливающимся агрессивным напором западных ценностей.
Следующий, не менее важный фактор - это уровень образования, по которому мы прочно входим наравне с нашими сородичами-
калмыками в первую тройку лидеров по стране после евреев, а также и по количеству остепененных ученых. Но, к сожалению, надо учитывать и другую сторону медали: чем выше образованность населения, тем ниже рождаемость. Молодые люди озабочены, в первую очередь, интересами карьерного роста и материального благополучия. Это касается, прежде всего, современных женщин: они не всегда находят время для семейных забот, рождения и воспитания ребенка. А ведь женщина – это очаг, цементирующая основа семьи.
Проблема пятая – здоровье бурятского этноса. По словам Доржиева: «Оно у бурят чрезвычайно плохое. Об этом свидетельствует очень низкая продолжительность жизни – в среднем 58-62 года (для сравнения: средняя продолжительность жизни женщин-японок - 80 лет)». Тут надо признать, что по этому важному показателю мы уступаем даже русскому населению, с которым мы живем вместе и в одинаковых условиях. Можно обозначить много других причин этого. По данным, приведенным ученым, по республике на первом месте стоят болезни органов кровообращения, сердечно-сосудистой системы и новообразования. И самые распространенные и страшные болезни современности – алкоголизм и наркомания, кратно провоцирующие разные болезни, раннюю смерть, отравления, травмы и т.д. От них погибает каждый пятый из числа умерших в Бурятии.
«Алкоголизм увеличился в Бурятии за последние 10-15 лет в 3,5 раза. Сегодня один житель республики в среднем выпивает 20 лит-ров водки в год, по России – семь. Исследования, проведенные нами недавно в одном из бурятских сел, показали исключительно печальную картину. Алкоголиков на разной стадии болезни оказалось более половины населения, причем, доля женщин была внушительной». Лет десять назад по каналам центрального телевидения прозвучало, что Бурятия по употреблению алкоголя на одного жителя в России входит в ведущую тройку. Хочется верить, что проведенные в последнее время социально-экономические преобразования в республике, улучшение жизненного уровня населения и занятости позволили отойти от этих страшных показателей. Да и в целом статистика по стране за последние десять лет показывает уменьшение потребления алкоголя на 40 проц.
Особенно радует, что молодежь постепенно отходит от вредных привычек. Не лишним будет напоминание, что до революции забайкальские буряты не имели права употреблять спиртное до сорока лет, согласно законам «Степного уложения» (Хэб тогтогоол). То есть, люди начинали употреблять алкоголь только по завершении репродуктивного возраста.
И последней, шестой проблемой ученый обозначает внутреннюю консолидацию этноса, отсутствие единой национальной идеи, которой, по его мнению, исторически никогда и не было. Но здесь можно заметить, что этими самыми факторами национальной идеи, консолидирующей нацию, могут быть единая вера, где желательно перевести богослужения, где это возможно, на родной язык, и единое культурное пространство. То есть, обращение к своим истокам: сохранение и развитие народных традиций, обычаев и языка. Другой альтернативы в этом деле и поиска какой-то отдельной национальной идеи, на мой взгляд, нет.
К вышесказанному профессор еще добавляет, как один из определяющих факторов, это отсутствие единого и общепризнанного всеми, авторитетного национального лидера, к которому нужно предъявлять высокие требования личностного характера.
Безусловно, признанным лидером забайкальских бурят и не только уже в течение длительного времени является Б.Б.Жамсуев, человек высокой культуры, интеллекта и деловых качеств. И, как говорится, пожелаем долгих лет ему жизни и успехов в его нелегкой деятельности на благо всех забайкальцев. Среди западных бурят, на мой взгляд, в последнее время известен депутат Государственной Думы от КПРФ В.Мархаев. По Республике Бурятия на роль лидера, судя по последним успехам в социально-экономическом развитии региона, может претендовать её глава А.С.Цыденов. Бурятия в числе немногих регионов Сибири и Дальнего Востока за последние десять лет увеличила численность населения, в том числе, и коренного, бурят. Сбережение и увеличение численности населения, наряду с социально-экономическими показателями является главным критерием успешности в деятельности любого руководителя региона или государства.
Теперь хотя бы мельком взглянем на то, как обстоят дела с другими народами нашей большой и многонациональной страны. И в первую очередь, это касается государствообразующего этноса, русского населения, от здоровья и благополучия которого зависим мы все, малые народы России. К большому сожалению, здесь тоже не все благополучно. Сказываются те же причины, что были перечислены ранее, и, прежде всего, последствия демографической «ямы» девяностых годов. Если в 2010 году русских насчитывалось 111 млн. человек, то через десять лет стало 105,579 тыс. человек. То есть убыли почти шесть млн. - население одной средней, по европейским меркам, страны. А для уверенного освоения огромной территории России, по мнению ученых, нужно иметь не менее миллиарда населения или даже два миллиарда.
Если проследить динамику изменения численности населения России за сто с лишним лет, то по первой российской царской переписи 1897 года в пределах нынешних границ насчитывалось 67,473 тыс. человек. Далее: 1937г. – 92,735 тыс., 1959г. – 117,240 тыс., 1970г. – 129, 941 тыс., 1979г. - 137,410 тыс., 1989г. – 147,022 тыс., 2002г. – 145,167 тыс., 2010г. – 145,141 тыс. И по итогам переписи населения 2021г. – 147,182 тыс. человек.
А как же обстоят дела с другими народами? Наблюдается резкое сокращение численности финно-угорских народов из-за снижения рождаемости и высокого процента ассимиляции. В то же время увеличивается численность кавказских народов, где фиксируется традиционно высокая рождаемость в семьях. Что интересно, в первую очередь, это касается чеченцев и ингушей. В биологии существует закон, гласящий, что, если в стаде убивают животных, то стадо отвечает взрывным ростом рождаемости. После двух чеченских войн и потери значительной доли мужского населения чеченские женщины «ответили» резким ростом рождаемости. В целом кавказские народы можно похвалить за умение сохранять и развивать и неуклонно соблюдать свои традиции и обычаи, свою национальную культуру.
Что касается наших соседей: о якутах мы уже упоминали, что в 2010 году – 478 тыс., в 2021 г.- 500 тыс. С рождаемостью у них все благополучно: у них, видимо, меньше отток коренного населения из республики и меньший процент межнациональных браков. Радует стабильное увеличение численности почти всех малочисленных народов Севера. Замечено уменьшение общей численности татар, в то же время отмечается рост концентрации коренного народа в самой республике. Другие народы Сибири: тувинцы – 295 тыс. в 2010г.- 263,9 чел., алтайцы в 2010г.- 74238 чел., в 2021г. – 80800 чел., хакасы – 75 тыс. К сожалению, их стало меньше. Родственные нам калмыки в 2010г.- 173996, в 2021г. – 179547 чел.
В заключение хочется отметить: все мы помним, что последняя перепись была проведена в чрезвычайных условиях пандемии ковида, и поэтому трудно гарантировать стопроцентную достоверность собранных сведений. Переписчики в большинстве случаев из соображений собственной безопасности не входили в прямой контакт с населением, то есть, не обходили дома и квартиры, как было раньше. Поэтому многие вопросы, вероятно, остались вне поля точного учета, а взяты «на глаз».
Остается выразить надежду, что те беспрецедентные меры властей по увеличению рождаемости в виде материальной поддержки семей с детьми в конечном итоге приведут к росту населения и увеличению численности бурят и всех других народов России.
Б-Д.БАЗАРОВ,
с. Челутай.