Парень из Шэнэхэна в кункурских степях
Цикл публикаций о Кункуре, его жителях, тружениках близится к завершению, напоследок решили оставить для наших читателей повествование знакомства с интересным парнем – скотником СПК «Кункур» Намсарай Соёлой (на снимке) из Шэнэхэна.
Для начала отметим, что он человек довольно необычный, давно не встречал таких – настоящий богатырь, косая сажень в плечах. Про людей могучего телосложения принято говорить, что они спокойные как удавы. Думаем, что народный стереотип всё-таки близок к истине, наш сегодняшний герой - спокойный и рассудительный собеседник с трезвым, прагматичным отношением к работе, делам, жизни.
Возле стоянки нас встретил здоровенных размеров щенок породы банхар или хотошо (часто путаю эти две породы), то и дело норовивший опереться на нас своими мощными передними лапами. В дверях веранды показался хозяин, и доброжелательный пёсель устремился к нему, напрочь забыв про нас. Мы облегчённо вздохнули, телячьи нежности от такого здоровяка ни к чему – залижет до дыр.
У входа главред немного замялся и, повернувшись ко мне, сказал: «Слушай, с парнем поговорю я, он из Шэнэхэна, вдруг где что не поймёшь». Я лишь пожал плечами, согласился. И вновь, как и много лет назад, стал стажёром, когда, разъезжая вместе со старыми, матёрыми журналистами, вникал в суть, наблюдая со стороны за стилем работы.
Удобнее усевшись за столом, главный редактор за стаканом домашнего компота из сливы и черешни, завязал разговор. Собеседник ничуть не тушевался перед вопросами, как это часто бывает, и поведал нам и читателям о себе.
«Зовут меня Намсарай. Так как я шэнэхэнский бурят по происхождению, то фамилии как таковой у нас не бывает. Но здесь, на моей второй Родине, зовусь по отцу, как и должно быть - Намсарай Соёлой. Отца моего, как вы уже поняли, зовут Соёл, маму - Сэржэма. Вкусный компот, который мы пьём, прислала Мэдэгма. Родился и рос до поступления в первый класс в Тэмээн хүзүүн, что возле Хайлара Внутренней Монголии КНР. В 2003 году семья переехала в Агинское. В первый класс поступил в АСОШ №1. Затем переехали в село Кункур. Как проходила адаптация, уже не помню за давностью лет, наверняка, было тяжело, как и родителям. Но главное для них - здесь была работа. Запомнил свою учительницу Туяну Владимировну Удбылову, помогавшую мне в учёбе и жизни на новом месте. Вообще, история нашего переезда сюда, в Кункур из Шэнэхэна, наверное, интересная и простая одновременно. Мои предки были из Кункура, которые в 20-е годы откочевали во Внутреннюю Монголию, где и обосновались, пустили корни. Случилось так, что наш дедушка Сага-лама сказал отцу с матерью: «Езжайте на Родину». В семье отца 14 детей и, по-видимому, он пожелал, чтобы кто-нибудь из его детей вернулся на Родину отцов. Русского языка я по-началу не знал. Азами великого и могучего начал овладевать, когда школьником попал в Краснокаменский тубдиспансер. Конечно, первые слова на русском, которым меня научили, были нецензурные, но всё же процесс пошёл. Гражданство России пока не получил, имею бессрочный вид на жительство, вследствие чего есть минусы: не могу взять кредит или устроиться на государственную службу, однако, это мелочи жизни, важно, что есть работа, есть где жить, а остальное материальное - дело наживное. После школы жил в Бурятии, городе Улан-Удэ, женился там. У меня двое детей – сын Намжил, дочь Номина. Жену зовут Оксана. Она решила вернуться на свою Родину, в Кижингу, я приехал в Кункур, устроился скотником в СПК. Ухаживаю за 53 головами КРС породы казахская белоголовая. Объезды предпочитаю совершать на коне, так удобнее. Конь неприхотлив, не требует ремонта, горючего и другого. Вдвоём мы с ним быстро управляемся. Также в моём ведении находятся колхозный трактор Т-25 и личный «Фотон» с навесной, автомобиль «Тойота Камри» и ИЖ-2715 «Каблук» или «Туфля» для неотложных дел. Моя работа мне по душе – знакомая степь, сопки, Онон. А с музыкой степного ветра ничто не сравнится! Это одна из прелестей труда на земле. Есть время подумать, вглядываясь вдаль. В данный момент никуда уезжать не планирую. Буду работать в Кункуре, хочу заработать скот, деньги, здесь это можно сделать, только не лениться, а дальше видно будет. Поживём, увидим. Отец сейчас в отъезде, решил съездить на побывку в Шэнэхэн. Оно и понятно, это его малая родина, он там родился, вырос, женился, там родились его дети, поэтому невольно скучает. Мама осталась в Кункуре. Сам я за последние десять лет только раз впервые съездил в Шэнэхэн», - рассказал Намсарай.
Выйдя на улицу, чтобы сделать фотоснимок, спросил его: «А почему работаете без напарника?». На что Намсарай ответил: «Знаете, лучше одному. Нет зависимости от настроения и состояния постороннего, другого человека, тем более, если такой человек злоупотребляет алкоголем, то с таким работа не в радость. Так что я без лишних нервов управлюсь один, тем более, хочу заработать, получить натуроплату живностью, КРС».
Вообще, в Кункуре, Аге есть ещё семьи из Шэнэхэна, и их отличают дисциплина, неприхотливость, трудолюбие и, самое главное, они сохранили навыки номадного, пастбищного скотоводства и овцеводства, знают лошадей. Вот и Намсарай, молодой парень, удивил заготовленными на дрова кореньями степного можжевельника. Попробуй сковырни такой пустырник, его корни! Узнали, что Намсарай в случае чего может заготовить, засушить традиционное топливо степняков – аргал. Живучие они, приспособленные ко всему.
На наш взгляд, фотоснимок на публикацию получился колоритным, ведь типаж Намсарая необычный, запоминающийся, а его верный конь лишь подчёркивает его незаурядность.
Когда наступил момент прощания, из распахнутой калитки к нам вдогонку кубарем вывалился кобелёк, захотевший вновь проявить к нам свою симпатию. Жаль, что мы не «щёлкнули» на фотоаппарат этого пока ещё добряка. Его хозяину мы пожелали удачи в любых делах и начинаниях.
Зорикто ОЛЗОЕВ.
Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.