Памяти иконописца и ламы
В Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Осора Будаева (1887-1937) - художника, иконописца и ламы Агинского дацана, который работал в музее с первых дней его существования (с 1932 по 1936 годы). Выставка продлится до 20 мая, сообщается на сайте учреждения.
«Культовые предметы, привезенные им из экспедиций, составили основу восточного фонда музея. Сам Осор Будаев принимал активное участие в работе по атрибуции экспонатов и художественному оформлению экспозиции по буддизму, проводил работы по реставрации музейных предметов. Именно ему принадлежит заслуга подготовки к первому экспонированию многофигурной композиции «Сукхавати – Чистая земля Будды Амитабхи», - говорится в сообщении.
Осор Будаевич Будаев родился в селе Судунтуй Читинского уезда Забайкальской области в 1887 году. В возрасте одиннадцати лет поступил послушником в
Агинский дацан – самый большой буддийский монастырь в дореволюционной России.
В 1904 году в возрасте 17 лет отправился пешком в Ургу (Улан-Батор) обучаться искусству живописи, где познакомился с работами тибетских художников, прибывшими вместе с Далай-ламой ХIII. В течение нескольких лет он работал в мастерской китайского мастера. Кроме живописи, Будаев в совершенстве овладел искусством резьбы по дереву и приобрел навыки в области оформления буддийской книги.
С 1910 по 1913 годы по приглашению Пандито Хамбо-ламы Агвана Доржиева художник принимал участие в работе по оформлению строящегося в Санкт-Петербурге буддийского храма, отделкой интерьеров которого руководил Николай Рерих. По эскизам Будаева были выполнены цветные витражи плафонов, обрамляющих световой проем центрального молитвенного зала, на которых представлены традиционные буддийские символы – «Восемь счастливых эмблем».
В 1915 году Будаев был призван в армию, где служил до окончания войны. В 1930 году художник вместе с группой лам Агинского дацана вновь приехал в Ленинград для участия в ритуальном представлении мистерии Цам, и с тех пор проживал в общежитии при храме в Старой деревне вместе с другими монахами, учеными-востоковедами и Пандито Хамбо-ламой Агваном Доржиевым.
Осенью 1932 года начал свою работу в качестве художника-реставратора в только что открывшемся музее истории религии, где не только работал над восстановлением экспонатов, но и писал танки «Белая Тара» и «Губилха» и картины «Жизнь монастыря», «Освящение знамени» и «Пришествие Ойрот-хана» по заказу музея для оформления экспозиции, а также копировал предметы из других музейных собраний.
В конце января 1937 года буддийский храм в Ленинграде был закрыт, все проживающие в нем монахи, в том числе и Осор Будаев, были арестованы и в августе того же года расстреляны. В ответ на запрос родственников Будаева в 1989 году в справке Военной коллегии сообщалось, что дело по обвинению Будаева было пересмотрено и за отсутствием состава преступления прекращено в 1959 году.
В годы Великой Отечественной войны и ленинградской блокады все работы Осора Будаева, а также детали созданного им оформления первой экспозиции по буддизму были бережно сохранены сотрудниками музея истории религии. В настоящее время они являются неотъемлемым элементом открытой в 2010 году постоянной экспозиции «Религии Востока. Буддизм». Все они с полным правом могут быть причислены к коллекции Осора Будаева в музее истории религии, которая насчитывает более 150 предметов и включает в себя как его собственные оригинальные произведения, так и результаты активной собирательской работы в Бурятии и Забайкалье в 30-х годах ХХ века.
По материалам СМИ, фото из интернета.