Ответ Хоридой Мэргэна
О том, как поклонились легендарному родоначальнику хори-бурят
На Ольхоне под эгидой ИД «Буряад үнэн» прошла историческая встреча представителей хоринских родов из Иркутской области и Забайкалья. Она в очередной раз убедительно доказала кровное и духовное единство бурятского народа.
Её предыстория такова. В журнале «Научный диалог» № 5 в 2020 году вышла статья доктора исторических наук Булата Зориктуева «Наян Наваа и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори». В ней впервые в качестве прародины хори-бурят Наян Наваа указывается местность Цайдам на территории Китая. Эту общность образовали монголоязычные и тюркоязычные роды. От последних хори унаследовали тотем тюрков - Белую лебедь. При этом учёный опирался на собирателей фольклора западных бурят М.Н. Хангалова, М. Маласагаева, А.З. Заяханова и С.П. Балдаева с упоминанием озера Сайдамтын сагаан нуур и сайтинских божеств. Именно на этом озере происходит действие известной легенды о Хоридое и его супруге Лебеди. У цайдамской версии Зориктуева оказалось немало как противников, так и сторонников в ходе дискуссии на страницах «Буряад унэн» и в «Агинской правде». Хотя, среди хоринцев сохранилось немного убедительных свидетельств по собственной истории XVI века и после.
Из Цайдама хоринцы перекочевали в верховье Лены. На это указывает богатый этнографический материал, собранный не только Б.Зориктуевым, но и ранее Ц. Жамсарано в Качуге и на Ольхоне. В Верхоленье есть гора Ягшал. Её эжином (хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн, упоминается и его супруга - Хабширой Ехэ Хатан. Со временем они сместились южнее, охватив устья рек Большая и Малая Бугульдейка, остров Ольхон и восточный берег Байкала. В начале XVII века поселились в низовьях Селенги - Кударе, а отсюда ушли в другие места в Забайкалье.
С начала 2021 года в газете «Буряад үнэн» у меня вышла серия статей, посвящённые иркутским хори. Сегодня в Иркутской области живут хоринские роды шарайд, гучиты, галзуты - нохой-уруки, хуудай, хуасай и хангины (отождествляемые с забайкальскими хальбан). Сохранился ряд осколков и других родов. Иркутские хори сохранили собственную историческую память, закрепленную в легендах, преданиях и шаманских обрядах. В них описываются маршруты кочевий в Предбайкалье, Забайкалье, Монголию, Джунгарию и Алтай. При этом роды распадались, объединялись с другими родами или вовсе растворялись в них. Это был бесконечный, а зачастую, хаотичный процесс перемещений, разделений и воссоединений.
После выхода этих двух серий публикаций - дискуссии о Наян Наваа и иркутских хори родилась идея совершить экспедиции в Цайдам в Китай и Верхоленье к священной горе Ягшал, месту обитания эжина Хоридой Мэргэна. Однако, в это время случилась пандемия и выезд в Китай был отложен. А вот экспедиция на Верхоленье получилась в эти дни благодаря Владиславу Бумбошкину (представитель ольхонских галзутов) и Баиру Долгорову (галзут из улуса Баян-Гол Хоринского района), взявшим на себя организационную и финансовую части. Свой вклад внесли и ряд других неравнодушных людей с обеих сторон Байкала. В том числе и мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев. БНЦ СО РАН представляли доктор исторических наук Булат Зориктуев и Александр Гомбожапов.
В первый день в с.Курма мы провели «круглый стол», на котором иркутские шарайды, хангины, гучиты и галзуты рассказали о своей истории и сегодняшнем дне. Острая полемика развернулась вокруг первоначальной истории хори и их прибытия в Верхоленье. Знакомство между хозяевами иркутянами и их гостями из Забайкалья продолжилось на торжественном ужине. Конечно, с омулем, будучи на Ольхоне, бараниной, а также тогоонэй архи, аарсой, саламатом и хатамой (род лепешек) из с. Гушита под Усть-Ордой.
На другой день родовичи, все вместе, совершили молебен, посвященный Хоридой Мэргэну, в ущелье, из которого вырывается река Сарма. Из этого же ущелья берёт начало самый свирепый байкальский ветер - «сарма». Он топит корабли и срывает крыши с домов. Сама гора Ягшал находится выше по течению в труднодоступных верховьях реки, между Ольхоном и Качугом.
Местный шаман Александр Доржиев обратился к Хоридой Мэргэну и его жене Хабширай с древним призывом: «Yндэр Ягшалдаа hуудалтай, үргэн Сармаар гүйдэлтэй, Хореодой үбгэн эсэгэмнай, Хабшарай хатан эхэмнай...». Он опустился на колено, весь ушёл в себя, ушёл в верхние миры, прислушался и спустя мгновение пришёл ответ: «Как долго вас не было? Как вы вспомнили меня?».
Так сквозь века, пространства и миры хоринцы пришли к своему герою - таинственному предку, к которому восходит нескончаемая цепь поколений. Пришли без деления на иркутских и восточных, пришли одним хоринским племенем, одним бурятским народом…
А.МАХАЧКЕЕВ,
г.Улан-Удэ.
Фото автора.