Отдавая частицу своей души…
Почти полвека назад из областного центра приехала в п.Агинское молодая выпускница Нина Васильевна Еланова (на снимке). Поступила в педагогическое училище, вышла замуж. Нынче она является одним из лучших учителей русской словесности нашего округа, ветераном педагогического труда. Мы встретились с ней и поговорили о ее жизненном пути.
- Нина Васильевна, расскажите, пожалуйста, о вашем педагогическом кредо и личных убеждениях.
- Учитель, на мой взгляд, - самая благородная профессия, которая требует от человека неиссякаемой жизненной энергии, душевной щедрости, большого творческого потенциала, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем непросто, но я о своем выборе не жалею. Вот уже 45-й год я вхожу в класс, и мне нравится видеть ребячьи глаза. Одни - задумчивые, другие - жаждущие новых открытий и знаний, есть просто любопытные, есть и равнодушные, но таких меньше. Моя задача, как учителя русского языка и литературы, – настроить их на творчество, раскрыть важность изучаемого предмета, помочь им стать грамотными людьми. В школе я не только учитель-предметник, но и классный руководитель. Поэтому воспитание в детях любви, доброты, отзывчивости, сострадания, уважения друг к другу и старшим считаю не менее важной задачей, чем успехи на уроках.
Своей главной целью на сегодняшний день считаю не останавливаться на достигнутом, каждого своего ученика довести до определенного уровня, до той планки, которой он может достичь. Учиться вместе с детьми каждый день, идти вперед и главная награда за мой труд – благодарные ученики, те улыбки, с которыми они встречают меня.
- Расскажите о своей юности и своем выборе профессии педагога, о своем трудовом пути.
- Я родилась в 1954 году в столице нашего края - в городе Чита. Отец Василий Николаевич Михайловский работал мягкомебельщиком. Мать Александра Ивановна Калинина всю жизнь проработала швеей на Читинской швейной фабрике. У меня есть брат Анатолий Васильевич, 1951 года рождения. С детства я мечтала стать учителем начальных классов. После окончания в 1971 году средней школы №1 в Чите я приехала в п.Агинское и поступила в педагогическое училище, так как в Читинском педагогическом институте на тот момент не было специальности «учитель начальных классов». В 1973 году вышла замуж за Валерия Семеновича Еланова, родился сын Альберт. После окончания училища, в 1974 году, поступила на заочную форму в педагогический институт имени Н.Г.Чернышевского, в 1981 году окончила факультет методики и педагогики начального обучения.
Трудовую деятельность начала в сентябре 1974 года в Агинской средней школе №2 в должности учителя начальных классов, где проработала до 1978 года. В 1978-1979 годах работала воспитателем сада-интерната №38 города Хабаровск, где супруг обучался в партийной школе. С 1979 по 1981 годы была учителем русского языка и литературы в с.Цаган-Оль Могойтуйского района, куда моего мужа отправили работать по партийной линии. И моей судьбе было так угодно, что после окончания педагогического института стала работать не в начальных классах, а учителем русского языка и литературы. В Цаган-Ольской средней школе я переквалифицировалась в учителя русской словесности. Затем, в 1981 году мы вернулись в п.Агинское, и я начала работать старшим библиотекарем окружной библиотеки имени Ц.Жамцарано. В августе 1983 года была принята на работу учителем русского языка и литературы в Агинскую неполную среднюю школу, ныне АСОШ №4. С 1993 по 1997 годы - заместитель директора по учебно-воспитательной работе в данной школе. В этой школе я проработала до 2000 года. В 2000 году меня пригласили в Агинскую среднюю школу №1, где работаю ныне. За годы педагогического труда была награждена грамотами и благодарственными письмами муниципального, регионального и федерального уровней. Один из дипломов – победителя всероссийского конкурса за преподавание русского языка «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» от ректора Московского государственного университета им.Н.В.Ломоносова. В 2009 году мне было присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Но самой важной наградой считаю то, что я приобрела много друзей, подруг и отзывчивых благодарных учеников.
- Что для Вас значит Ваша профессия? Чему Вас научили годы работы в школе?
- В первую очередь, принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других и требовательной самой к себе. Я поняла, что надо воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Выбор, сделанный мною однажды, - правильный, я не вижу себя на другом пути. Я благодарна своей профессии за радость и ожидание, за взлеты и переживания, за осознание своей полезности и сопричастности к судьбам тех, кого учила и учу. Ведь одновременно с тем, что учу их думать, анализировать я пытаюсь вложить в их сердце и душу терпение, доброту, отзывчивость, любовь - те главные качества, по которым их будет оценивать сама жизнь.
При этом сама, общаясь со своими учениками, получаю взамен новые знания, теплоту и благодарность. Первая обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми. И ученику нужно отдавать не только определенную сумму знаний, но и частичку своей души.
- Вы начали работать в советское время, теперь работаете в современной российской школе. Расскажите об отличии советских школьников от современных.
- Сейчас дети приходят в школу совершенно другими. Это уже почти сформированные личности, которые знают как поставить себя в коллективе и какое место хотят занять. Умственно нынешние школьники развитые, раскованы в общении. И каким бы злом не считали компьютер и другую технику, в ней нужно разбираться, дети понимают все это с первого раза. Проблема в другом – в классах все больше детей с плохим зрением, сутулостью, очень часто страдают сколиозом, плохой выносливостью из-за малоподвижного образа жизни.
Современная школа стремительно развивается, модернизируется, детям приходится прилагать много усилий, чтобы успевать за школьной программой. Раньше была традиционная система обучения в виде знаний, умений и навыков. Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия, их смысл сводится тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию.
- У педагогов зачастую много времени отнимает работа. Расскажите, чем занимаетесь в свободное время?
- Очень много времени занимает подготовка к урокам, особенно в выпускных классах. Приходится много перечитывать литературы, работать в Интернете, продумывать уроки, чтобы детям было интересно. Несмотря на занятость, я люблю готовить, общаться с друзьями. Очень люблю читать стихи Ларисы Рубальской. Люблю смотреть старые фотографии, которые напоминают о многом: о молодости, друзьях, событиях, интересных моментах жизни, учениках прошлых лет.
Люблю путешествовать, с супругом побывали во многих городах нашей страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. В Сочи встречались со школьной подругой и ее семьей, часто навещаем родственников и друзей в г.Иркутск, Улан-Удэ. Мы были в Израиле, г.Иерусалим, побывали в бахайских садах. Также ездили на юг Китая, на Желтое море, остров Бэйдайхэ.
- Расскажите о своей семье, детях.
- Супруг Валерий Семенович Еланов трудился на партийной работе, много лет проработал инструктором – преподавателем в Агинском РОСТО-ДОСААФ. Сын с семьей живет в Ленинградской области, г.Тихвин, работает на заводе «Икея». Его супруга работает врачом-педиатром в городской больнице. Дочь замужем, живет в г.Москва, работает ответственным секретарем в Союзе реставраторов России по сохранению памятников народных культур при Министерстве культуры РФ.
- Что для Вас значит быть счастливым человеком?
- Для счастья мне надо, как и многим людям, быть здоровой, независимой, ощущать внимание близких, иметь занятие и работу по душе. Жить для тех, кому ты нужна.
Аягма Аюшиева.