От купцов до индивидуальных предпринимателей
В последнюю субботу июля в нашей стране отмечается такой, казалось бы незаметный, а для кого-то и «ненужный праздник» как День работников торговли. Но есть одно большое «но». Мы в круговерти жизни машинально выполняем действия по покупке необходимых продуктов, вещей, других товаров не придавая этому никакого значения, не задумываясь о том, что за этим стоит большой и важный труд по обеспечению населения необходимым количеством товаров и услуг. Если представить на минуту, что всех этих удобных магазинчиков, торговых центров, бутиков в одночасье не станет, наступит проблемная ситуация по поиску продуктов питания, выбора и покупки одежды и всего остального столь необходимого в хозяйстве.
Торговая деятельность шла в Агинском, не прекращаясь ни на один день. Этому не могли помешать никакие социально-экономические катаклизмы и даже войны.
В данной статье мы попытаемся рассмотреть торговлю в историческом срезе и охватить период с XIX века по сегодняшний день.
С момента основания Агинского населённый пункт в скором времени становится центром меновой торговли в Агинской степи, но настоящим прорывом стало первое проведение Агинской ярмарки в декабре 1840 года, действовавшей целую неделю и в дальнейшем ставшей традиционной и ежегодной. Об этом написал в своей статье «Агинские купцы и лавочники» наш замечательный историк-краевед Борис Константинович Нестеренко. Данную статью вы можете найти на нашем сайте от 25 февраля 2016 года. Вот выдержка из той познавательной статьи, основанной на документальных данных: «В 1848 году уже в восьмой по счету участвовали восемь купцов, шесть мещан и цеховых, двадцать крестьян и большое количество инородцев. На агинскую торговую ярмарку съезжались купцы, торговцы, представители фирм и деловые люди Забайкалья. Спешили в Агинское со своими товарами китайцы, монголы. Многие, особенно кочевники, везли для продажи и обмена кожу, шерсть, выделанную овчину, войлок, мясо. Китайцы доставляли мануфактуру, чай, пряности, сладости. Жившие по Онону, Аргуни, Нерче казаки привозили зерно, муку, выпечку, пушнину, рыбу, дичь.
Агинское – небольшое село - постепенно превращалось в опорный пункт торговли. С ним тесные связи имели купцы, торговцы, представители фирм и компаний Читы, Верхнеудинска, Нерчинска, Кяхты, Акши и других городов Забайкалья. В свою очередь, агинцы были желанными гостями на всех ярмарках, проводимых в других местах. Считались надежными партнерами, активными продавцами и скупщиками товаров и сырья. А некоторые из них выставляли своих лошадей на бегах и становились обладателями призов».
Согласно Б.К.Нестеренко, каждый, несмотря на национальное и социальное происхождение, имел право заниматься торговлей, чем многие и пользовались. Были случаи, когда тогдашний агинчанин начинал купеческое дело с малого и доводил уставной капитал до ста тысяч рублей (огромная сумма денег по тем временам). Видными купцами были Георгий Рассказов, Василий Аслёзов, Митрофан Немеров. Представители купечества, стараясь выделиться и привлечь внимание покупателей, отстраивали богато дома и торговые помещения, что способствовало росту их благосостояния.
Весьма примечательно для темы нашей сегодняшней статьи заметка путешественника и исследователя Центральной Азии и Сибири Григория Николаевича Потанина, проездом посетившего Агинское в середине мая 1898 года (по другим данным, в 1899 году): «Агинское селение состоит из двух улиц; в селении до 50 домов… и до семи торговых лавок, принадлежащих китайцам, есть одна лавочка, в которой торгует бурят…». Как выясняется, эти сведения не совсем корректные. Хозяевами торговых лавок были русские, китайцы и буряты. Хотя китайцы и монополизировали некоторые отрасли торговли, традиционные для них – продажа чая, например. Их лавки располагались на улице Куошинской (нынешняя Комсомольская). Имелся в Агинском и свой базар, где в основном торговали хлебом.
Примечателен был ларёк Исая Ходоса, в котором можно было приобрести товары первой необходимости: чай, мыло, керосин, сахар, муку. В начале XX века на слуху были имена крупных торговцев - Павла Мурзина и Бато-Далая Очирова, организовавших кредитное общество, которое занималось продажей чая (по сниженным ценам, в отличие от китайских торговцев) и реализовывало населению сельскохозяйственные орудия, закупало скот, сельхозпродукцию, организовывал их сбыт.
Две революции и последовавшая за ними Гражданская война разорили многие торговые лавки, ларьки и их хозяев. Время было суровое, ценность денег упала (страшная гиперинфляция). В хождении была разная валюта, причём некоторая часть была поддельной. В это время противоборствующие стороны активно занимались экспроприацией (конфискацией) имущества зажиточных граждан для своих нужд военного времени.
Новая экономическая политика (НЭП) с золотым советским червонцем (десять рублей) оживила экономику и торговую деятельность в частности. В Агинском получает развитие и мелкотоварное производство – валяная обувь, войлок, хром, юфта (выделанные кожаные изделия). Всплеск частной торговли сошел на нет со свёртыванием НЭПа в связи с восстановлением централизованной системы экономики и курса на форсированную индустриализацию, коллективизацию и развитием народного хозяйства через «пятилетки». Частники и «единоличники» оказались вне закона. Многих из вчерашних купцов и «нэпманов» осудили с последующей отправкой для отбытия наказания в другие регионы молодого Советского государства. Они стали классово чужды трудящимся. Начался новый этап в жизни. Отныне в системе торговли главная роль принадлежала районным потребительским обществам – райпо (районное потребительское общество, старое название райпотребсоюз) - мощным гигантам-монополистам с развитым автопарком, инфраструктурой и штатом работников свыше 500 человек. Централизованная экономика подразумевает и фиксированные цены на все товары, что было благом для населения. В 1932 году Агинскую потребительскую кооперацию, основанную Очировым и Мурзиным, преобразовали в Агинский райпотребсоюз, а через пять лет – в окружной потребительский союз. Про райпо мы уже упоминали в своих последних публикациях, затронем ещё раз. Все торговые предприятия в районе – магазины, пекарни (в Будалане, Кункуре, Хойто-Аге), колбасный цех, киоски, огромные и многочисленные складские помещения - принадлежали райпо, а магазины в народе часто именовали «райповские». Что интересно: райпо как организация не являлась государственной, что уже само по себе вызывает противоречие, а был потребительским кооперативом, то есть объединением группы лиц, согласно закону «О потребительской кооперации». Что ещё характерно, органы исполнительной власти и местного самоуправления не вправе были вмешиваться в хозяйственную, финансовую деятельность районного потребительского общества. Фактически председатель райпо по своему статусу приравнивался к крупному районному и окружному начальству. Агинским райпо в разное время руководили известные люди в Агинском: Алексей Павлович Савинов, Данзан Дагбаевич Дагбаев, которого подчинённые ласково и уважительно именовали «Иван Иванович», кстати фронтовика, Александр Чимитович Чимитов и другие.
Районные потребительские общества в Могойтуе и Дульдурге были основаны чуть позже, чем в окружном центре, но также являли собой всё того же торгового гиганта.
С началом перестройки, с переходом предприятий и организаций на хозрасчёт, в жизнь советских граждан вошло непривычное доселе явление как «дефицит». Он был повальным. С прилавков магазина стали исчезать самые ходовые товары: алкоголь, колбасные изделия, сахар. Стала практиковаться продажа по блату и «из-под прилавка». Это стало началом конца райпо. Сейчас райпо, растеряв в ходе приватизации добрую долю своего имущества, сохранило лишь вывеску, но, тем не менее, вполне уверенно ведёт экономическую деятельность – производит и реализует мясные полуфабрикаты.
С распадом СССР и переходом к «дикому капитализму» дефицит себя изжил. На рынок хлынуло большое количество самых разнообразных товаров - от жевательной резинки и до псевдобрендовой спортивной одежды. Наступила эпоха свободного предпринимательства. Часть населения подалась в «челноки», чтобы хоть как-то прокормить себя, месяцами не получая заработную плату. Многие из вчерашних челноков - это нынешние преуспевающие бизнесмены в Агинском округе, которые сумели в условиях жесточайшей конкуренции добиться предпринимательского успеха. Если в конце 80-х годов социально-экономическим казусом считался дефицит, то в начале и середине 90-х парадоксальным явлением стал бартер. Бредовость ситуации заключалось в следующем. Из товарно-денежного обмена исключались сами деньги, как всеобщий эквивалент цены, вследствие своей утраты доверия у населения деньги обесценивались с каждым днём. Выходом из неприятной ситуации стали бартерные отношения – обмен товара на товар. Китайскую тушёнку меняли на водку, мыло, порошок, к примеру. Даже крупные предприятия вводили подобный расчёт. Также популярны были взаимозачёты – вид безналичного расчёта, осуществляемый зачётом взаимных требований торговых организаций и предприятий по поставкам товара или оказанных услуг. Всё это вкупе и породило новые виды экономических преступлений: фирмы-однодневки «кидали» своих торговых партнёров, получив необходимый товар. От подобного страдали и наши местные предприниматели.
На сегодняшний день в посёлке Агинское и районных центрах торговая деятельность упорядочена, на местный рынок зашли и действуют крупные региональные торговые сети и бренды. Но самыми дорогими сердцу потребителей остаются те магазины, которые прошли с нами все социально-экономические невзгоды, начиная со «смутных девяностых», как например, торговый центр «Агинский», начинавшийся с маленького магазинчика.
З.ПЕТРОВ.