Онисим Панкратов – первый русский велопутешественник
3 июня - Всемирный день велосипеда
Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day), который отмечается третьего июня, был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года. С инициативой учреждения этой международной даты выступили представители Туркменистана.
Велосипед – самый экологически чистый вид транспорта, его использование способствует бережному отношению к окружающей среде, поддержанию здоровья и развитию спорта. Кстати, велосипед, как вид транспорта, используется уже на протяжении 200 лет. Считается, что первый в мире двухколесный велосипед изобрел уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Конструкция «транспорта» была настолько прочна, что мас-
тер совершил на нем нелегкое путешествие (со скоростью 10 км/ч) от Урала до Петербурга на коронацию Александра I в 1801 году, где и был «презентован» императору. А датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу прошла первая велогонка на 2000 метров. За свою историю это колесное транспортное средство подверглось массе модификаций: «пережило» увеличение и уменьшение переднего колеса, становился тандемом, адаптировался для женщин-велосипедисток, детей и инвалидов… Кстати, производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего, мото- и автотранспорта.
Первым кругосветное путешествие на велосипеде совершил 25-летний русский спортсмен Онисим Панкратов (на снимке) из Харбина. В начале лета 1911 года в Харбине состоялись торжественные проводы, и Онисим с еще двумя велотуристами отправился в путешествие, однако, те скоро сошли с дистанции.
Уже в районе Читы Онисим остался в гордом одиночестве. Шли беспрерывные «ситочные» дожди, дороги превратились в хляби, мириады комаров не давали покоя, проникая даже в туго зашнурованные гетры. Пугали и звери, и лихие люди, даже крестьяне глухих деревень, встречали путника градом камней. Путешественник вспоминал: «То, глядишь, лошадей вспугнул, то наехал на курицу, то просто так... Когда я ехал на велосипеде по Монголии и Маньчжурии, меня встретило самое сердечное отношение со стороны местного населения, в основном, бурят и монголов. Они кормили меня превосходно и, если бы не недостаток хлеба, который трудно найти в этих краях, то путешествие, проходившее через эти территории, было бы чрезвычайно приятным во всех отношениях. Однако, с той минуты, как я вступил в русские земли, мое путешествие было наполнено всевозможными приключениями и испытаниями». Путешественник вел путевой журнал, куда записывал все, что его заинтересовало и взволновало. Под Красноярском на него напали грабители и отпустили с миром, портмоне спортсмена «хранило» всего лишь два целковых с копейками. Недалеко от Камска в него стреляли из револьвера - пуля пролетела мимо... Через каждые 30-60 верст Онисим Петрович обращался к волостным старостам с просьбой сделать отметку в контрольной книге. Иногда его подозревали в шпионстве, но обилие штампов с двуглавым орлом на страницах журнала успокаивало подозрительных. От Кургана до Челябинска он ехал двое суток. В селе Миасское казаки натравили на него собак, в Челябинске им заинтересовался ночной сторож. Старик напоил его горячим чаем и уложил спать в горнице. Утром, дивясь рассказам странника, подарил ему огромные на собачьем меху рукавицы, теплую шапку-финку с козырьком... Продираться на велосипеде через тайгу было очень некомфортно, и Онисим придумал выход из положения: он ехал по… шпалам железной дороги! Притом ночью, чтобы его не гоняли железнодорожники. До Петербурга он добрался только глубокой осенью – в ноябре. Без копейки в кармане. В Петербурге его ждал приятный сюрприз. Любители велоспорта двух столиц собрали деньги для его путешествия по Европе. Через газеты, следившие за его передвижениями, деньги приходили еще не раз. Слава о русском чудаке «бежала» далеко впереди него: в Англии проживающие русские писатели помогли ему публиковать путевые заметки. Он также участвовал в многочисленных соревнованиях по борьбе и велоспорту - выигрывал и отправлялся дальше. Он выбрал не кратчайший, а очень сложный и трудный маршрут, охватывающий почти все страны Европы. Выехав из Харбина в июле 1911 года, отважный велосипедист прибыл в конце ноября в Петербург. Отсюда его путь лежал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, снова в Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию, Северную Испанию и опять через Францию. Переправившись пароходом через Па-де-Кале, Панкратов пересек на велосипеде всю Англию. Затем, приплыв в Америку, он снова садится на велосипед и пересекает американский континент по маршруту «Нью-Йорк - Чикаго - Сан-Франциско». О его пребывании в Штатах известно очень мало. Есть только его цитата о том, что путешествие по Америке было еще более неудобным, чем путешествие по России: «Вы едете на велосипеде по дороге, приближаясь к ферме, хотите немного отдохнуть там, но вас встречают с винтовкой наготове и с заряженными кольтами...» Из Сан-Франциско герой отправился в Японию, затем в Китай, а 10 августа 1913 года, после двух лет и 18 дней пути, приехал в Харбин. За кругосветный марафон он поменял 52 шины, 36 внутренних трубок, девять цепей, восемь педалей, четыре седла, два руля, фары, колокольчики и другие детали на своем велосипеде. Невообразимое напряжение, невероятный триумф и трагическая смерть - все это было в судьбе Онисима Панкратова, первого русского путешественника, отправившегося в кругосветку на велосипеде. Не владея ни одним иностранным языком, без оружия, загранпаспорта и виз он объехал множество стран, побывал в заключении и на больничной койке, но все же сумел добиться своей мечты - объехать весь мир на велосипеде.
Базаржаб РИНЧИНОВ.
Фото из интернета.