Оксана Бальжирова: «Институт наставничества помогает молодому учителю»
Так вышло, что про Оксану Дугаровну Бальжирову (на снимке) мы никогда не делали подробного материала на страницах нашей газеты, а ведь человек она интересный, увлечённый, увлекающий других, настоящий педагог. Её уроки сродни путешествиям во времени и по странам, никого не оставляют равнодушными. И мне очень повезло однажды стать её коллегой, товарищем. Она всегда стремилась помочь, разобраться в нюансах педагогической работы. Помогает она всегда деликатно, не повышая голоса, подробно разъясняя специфику методики преподавания. Всегда интересуется успеваемостью и поведением детей из своего класса, в котором является классным руководителем. О.Д.Бальжирова - классный человек и учитель. За что мы её любим и ценим. В Год педагога и наставника мы познакомим земляков с ней в нашей рубрике «Гостиная «АП».
- Расскажите о себе, своих родителях. Откуда Вы родом, где учились, работали?
- Родилась я в Чите, детство и отрочество прошли в пригороде, селе Угдан, в семье была единственным ребёнком. После восьмого класса поступила в Агинское педучилище в 1979 году. В 1983 году окончила АПУ и решила продолжить образование. От четырёх лет студенчества в кузнице педагогических кадров Агинского округа у меня остались самые тёплые воспоминания об однокурсниках, учителях – это Дашима Раднаевна Цырендоржиева, Цыбжит Батоцыреновна Базарова , Бато Бальжинимаевич Бальжинимаев, Клара Семёновна Еланова и другие. Это именно те люди, которые не только подарили нам радость знания, но и вложили в нас частицу своей души, зародив в нас зачатки будущего профессионализма, любви к детям, школе.
Я считаю, именно в Агинском педучилище у меня проявился интерес к естественным наукам. И сочла своим долгом развить в дальнейшем свою тягу к ним.
- Наверняка ходили в походы с В.Г.Стрельниковым , фанатом активного отдыха и здорового образа жизни.
- Да. Очень интересные уроки, экскурсии, походы проводил Владимир Гаврилович Стрельников – человек неравнодушный, заряжавший нас оптимизмом, любовью к природе родного края.
Таким он остаётся и по сей день. И сейчас занимается со студентами исследовательской работой, особенно краеведческой, пишет и публикует научные труды. Даже по прошествии 40 лет с того момента мы с ним на связи, консультируемся, советуемся с ним по профессиональным вопросам. А он действительно профессионал своего дела.
- Где и в каком вузе продолжили образование?
- Через год после окончания педучилища поступила в Читинский государственный пединститут. При подаче документов не было не малейшего сомнения и вопросов, куда поступать, только естественно-географический факультет. Здесь моим вторым наставником, который повлиял на меня, считаю Юрия Тимофеевича Руденко, преподавателя землеведения, с которым сотрудничала долгое время после окончания института. Это был исключительно добрейшей души человек. Краевед, педагог, географ, путешественник, член Русского географического общества. Во всех своих начинаниях он был успешен, так как полностью отдавался любимому делу. Участвовал в подготовке краеведческих карт, учебных пособий, разработке системы охраняемых территорий Читинской области. Занимался вопросами топонимики, фенологии, истории географических исследований, пропагандировал географические знания. Является автором более 80 научных публикаций. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Живым примером для меня была моя тётя Санжима (Цымжидма) Бубеевна Бубеева – преданная профессии учительница, преподаватель географии Урда-Агинской средней школы, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения РСФСР. Она - отличный педагог, блестящий географ, сыгравшая одну из главных ролей в моей педагогической судьбе.
Институтские преподаватели, ныне профессора, доктора географических наук Цыбен Дашицыренович Гончиков, основатель географического образования в Бурятии (перевелся в БГУ из ЧГПИ, открыл там географический факультет), родом из села Алханай Дульдургинского района, кандидат географических наук Валерий Степанович Кулаков, доктор биологических наук Нина Гындуновна Гомбоева, кандидат географических наук Серафима Андриановна Седова – все профессионалы своего дела, преданные своей науке, разносторонние люди, круг их интересов обширен. Было очень интересно на всех их занятиях. Полевые практики - это отдельная история. Облазили, если можно так выразиться, со всех сторон окрестности Читы. В дальнюю практику ездили в г.Иркутск с Валерием Степановичем Кулаковым. На мой взгляд, студенческие годы не выветрятся из памяти никогда. Это время, наполненное радостью, тревогами, общением с друзьями, преподавателями. И многое из той поры, те теоретические и практические знания я стараюсь применять и в школе.
- Продолжаете ли Вы заниматься научно-исследовательской деятельностью?
- Куда бы меня ни закинула судьба, меня интересуют окрестности, природные, культурные памятники, история создания населённого пункта, люди разных профессий, которые внесли ощутимый вклад для малой и большой Родины. И как-то незаметно пришло, наверное, это всё-таки увлечение, сначала сама, затем с детьми занимаемся исследовательской работой. Долгое время в Амитхашинской школе вела кружок «Юный исследователь».
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно, возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса, например, участие отдельных учащихся нашей школы в значимых краевых экспедициях, в частности, Зоригмы Гулугуевой, Цыбигмит Бодиевой на точку Великого мирового водораздела, Нагмит Бальжировой в верховья реки Нерчи с учёными. В нашей школе проводится ежегодная акция «Уголок, где я не был», поездки в Ононский район по природным и культурным памятникам, пещеру Хээтэй, озеро Ножей, Цырик Нарасун и т.д. Осенью прошлого года в период Рихи ездили на Алханай со своим классом, ребятам очень понравилось, поездку организовали родители моих восьмиклассников, за что я им очень благодарна. В планах у нас - в мае еще одна поездка классом на другой природный объект, надеюсь, всё у нас получится. В который раз участвую с потомками Тимура Ухиновича Жалсарайна, учителями географии Агинского района в массовом восхождении на гору Паллас, проводим в последние годы квест-игры, викторины, организаторы - сотрудник краеведческого музея Ирина Дондокова и учитель географии Судунтуйской школы Дарима Аюрова. Меня всегда привлекают новые люди, новые места.
- Какое у Вас хобби, в чем оно Вам помогает?
- Огородничество и цветоводство, которые помогает мне набраться сил, отдохнуть душой.
Зорикто ОЛЗОЕВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА
и из личного архива.