Оюуна Батодалаева: «Учитель должен любить свою профессию»
Программа «Земский учитель» стартовала в 2020 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Её цель – привлечь новых педагогов в сельскую местность.
В посёлке Могойтуй в новом учебном году начал свою работу один из таких земских учителей. Найти нужного нам педагога не составило большого труда, так и родилось наше сегодняшнее интервью с О.Б.Батодалаевой (на снимке), земским учителем из Могойтуйской средней общеобразовательной школы №3, которая стала очередным гостем нашей традиционной субботней рубрики «Гостиная «АП».
- Оюуна Баировна, расскажите о себе, своей семье, откуда вы, где учились.
- Родилась в селе Цаган-Челутай Могойтуйского района. После восьмого класса поступила в Агинское педагогическое училище. Проучилась четыре года и поехала работать в родное село. Через два года поступила в Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова. В 2000 году приехала в посёлок Могойтуй и устроилась на работу в школу номер один, затем перешла в 2009 году в третью школу.
Семья у меня большая. Муж, Баир Чингисович, работает в МСОШ №2 учителем технологии и робототехники. У нас двое детей - сын Чингис, дочь Номина. Они уже взрослые, семейные, работают, имеют собственных детей.
- Какими навыками должен обладать современный учитель?
- В наше время дети другие, они отличаются от детей, которых мы учили 20 лет назад, даже 10-15 лет назад. Их трудно чем-то удивить, заинтересовать. Это дети компьютерного века. Поэтому для меня самым важным в педагогической деятельности - это идти в ногу со временем. То есть, кроме глубоких знаний в предметной области, мы должны очень хорошо владеть информационно-коммуникативными технологиями, быть в курсе технологических трендов. Внедрение онлайн-обучения, цифровых платформ и других подобных инструментов в систему образования обязывает педагога учиться новому.
- Расскажите о своём дальневосточном опыте. Не страшно было покидать обжитое место и переезжать на новое?
- Конечно, было страшновато, но успокаивало то, что в школе, куда мы поехали, уже работали учителя с нашего, Могойтуйского района. Мне кажется, что никто просто так, из праздного интереса, не покидает свой родной дом, свою работу, родных. У каждого какие-то свои, индивидуальные причины, проблемы: семейные, материальные, бытовые.
- Что Вам дала в личностном и профессиональном плане работа в Хабаровском крае?
- Работа в Хабаровском крае и в личном, и в профессиональном плане дала очень многое.
Школа, где я работала, существенно отличается от наших агинских школ. Во-первых, детей очень мало. Когда я приехала туда, то в школе было всего 23 ученика с первого по девятый классы. Работали в одну смену, у каждого учителя свой кабинет, рабочая неделя - пятидневка. Все это даёт простор для творчества учителю, возможность работать непосредственно с детьми. Это и дополнительные занятия, кружки, подготовка к мероприятиям, реализация проектов, исследовательские работы. Новые условия, новые люди - это всегда новый опыт, всегда можно чему-то научиться, перенять, самой поделиться своими наработками. Но когда мало детей - это и большой минус. Очень сложно организовать мероприятия, провести интересный, полноценный урок.
- Расскажите о населённом пункте, в котором Вы жили и работали. Какая там природа? Сколько лет проработали там?
- Я поехала в село Согда Верхнебуреинского района Хабаровского края. Это маленькая деревня в глухой тайге с населением примерно в сто человек. Ну, а природа там, конечно, изумительная по своей красоте. Можно сравнить её с нашим Алханаем - чистый воздух, слышно журчание воды, пение разнообразных птиц. Отработав семь лет, вернулась на Родину, прохожу своеобразную акклиматизацию с адаптацией (улыбается). Отвыкла за эти годы от совершенно другого, более быстрого ритма жизни. Но 27-летний опыт работы в школе помогает войти в колею беспроблемно.
- При каких обстоятельствах состоялось Ваше возвращение? Как стали земским учителем?
- Совершенно случайно, при общении с одногруппниками в мессенджере, они предложили мне принять участие в программе «Земский учитель». Недолго подумав, составила и отправила заявку на участие в конкурсе. Мою заявку одобрили, и на выбор предложили образовательное учреждение, в котором я смогу работать. Выбор пал на МСОШ №3.
- Как сильно, на Ваш взгляд, изменилась система образования в округе?
- Наверное, уже могу приводить сравнения, анализ работы школ. На мой взгляд, наши окружные школы сильно шагнули вперёд в качественном аспекте начального и среднего образования. У нас и раньше была хорошая материально-техническая база, а педагоги сильны в теоретическом и методическом плане. К этому можно добавить, что учителя стали более мобильными, разносторонними в профессиональном плане.
- Я часто задаю вопрос учителям, врачам, которые работали или начинали свою профессиональную деятельность в 90-е годы. Вас не покидала хоть раз мысль, чтобы оставить школу, свою работу?
- Вы знаете, у меня на этот счёт никогда не было даже намёка, чтобы поменять сферу деятельности, даже в достаточно трудные 90-е годы. Да, работа учителя сложная, но это любимая работа, без которой себя не мыслю.
- Что пожелаете своим коллегам в начавшемся новом учебном году?
- Самое главное, это здоровья, а во-вторых, творческих успехов и движения вперед вместе со своими учениками и коллегами.
- Спасибо за интересную беседу!
Зорикто ОЛЗОЕВ.