Оюна Дарижапова: «Культура - это лицо народа, региона...»
Сегодняшней гостьей в нашей постоянной рубрике «Гостиная АП» стала заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа, директор Государственного театра песни и танца «Амар Сайн» О.Ш.Дарижапова (на снимке).
- Оюна Шираповна, совсем недавно Вы возглавили театр песни и танца «Амар Сайн». Расскажите, где Вы работали прежде?
- Родилась в селе Узон Дульдургинского района. В 1988 году поступила в Восточно-Сибирский государственный институт культуры и искусств в г.Улан-Удэ, на отделение «Народное пение». Будучи студенткой, солировала в ансамбле народной песни «Сибирский сувенир» и фольклорном ансамбле «Алтаргана» при Гостелерадио Республики Бурятия. В то время главным дирижером музыкальной редакции Гостелерадио работал известный бурятский композитор Пурбо Найданович Дамиранов, а студенческим ансамблем «Сибирский сувенир» руководил Виктор Васильевич Китов, заслуженный деятель искусств России, который в то время активно продвигал народное музыкальное и танцевальное творчество сибирских и монгольских народов. После окончания института получила специализацию «руководитель фольклорного коллектива», «преподаватель народного вокала». Баир Будаевич Мункожаргалов, основатель ансамбля «Амар Сайн», предложил мне работу, но так сложились обстоятельства, что мы с мужем уехали в село Зуткулей. Свою трудовую деятельность начала хормейстером в Зуткулейской средней школе, после рождения детей мы вернулись в «Амар Сайн». Затем в 2003 году, после приглашения министра культуры Забайкальского края Галины Сыроватко, с семьей переехали жить и работать в Читу. За те шестнадцать лет, которые мы там прожили, я работала артисткой хора в театре национальных культур «Забайкальские узоры». Но основной моей деятельностью было преподавание - я работала старшим преподавателем кафедры теории, методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин Забайкальского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского, совмещая при этом работу заведующей бурятским отделением «Народная художественная культура», которое я открыла. Позже создала детскую студию при Центре эстетического воспитания «Орешки», а при школе искусств №3 г.Чита – детский фольклорный ансамбль «Баяр». Начинала преподавать трем-четырем детишкам, сейчас «Баяр» посещают около ста ребят. Не забыла и о взрослых: действует любимый горожанами фольклорный коллектив «Наран».
В 2011 году защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата искусствоведения. Могу похвастаться тем, что со степенью искусствоведа в округе я одна, по Забайкальскому краю нас трое.
- Трудно было защищаться?
- Да, конечно, тем более искусствоведов вообще не так много. И диссертационных советов мало, ближайший есть в Новосибирске, я же защищалась во Владивостоке.
- Помните ли Вы, когда впервые вышли на сцену?
- Очень хорошо помню. Это было в четвертом классе, выступала в худсаме Узонской средней школы, где спела русскую народную песню «Посею лебеду на берегу». За исполнение получила грамоту лауреата.
- Когда вы приняли решение стать артистом?
- После окончания школы родители отправили меня поступать в Читинский мединститут, а моя подруга, с которой я ехала, направлялась в институт культуры в Улан-Удэ. По дороге решила, что поеду вместе с ней. Конкурс был большой, несмотря на это, я и одна девушка получили «отлично» со всего потока на вступительных экзаменах. С той девушкой, она из семейских, мы учились на одном курсе. Ее зовут Надежда Хромых (девичья фамилия), знаю, что сейчас она руководит семейским ансамблем в Тарбагатайском районе Бурятии, откуда родом.
- Поддержали ли Вас ваши родные? Есть у Вас в роду артисты?
- Родители были не против, сказали, что это мой выбор. В роду у нас артистов не было. Я не жалею о выборе своей профессии, мне нравится то, чем я занимаюсь.
- Какие песни больше любите исполнять?
- Помню, когда училась в институте, педагог известной оперной певицы Галины Шойдагбаевой - народная артистка РСФСР Надежда Казаковна Петрова предлагала мне перевестись в музыкальной колледж им.Чайковского, так как у меня были хорошие данные для оперного исполнения. Но я всегда отвечала «нет», потому что очень люблю народные песни. Конечно, и в других песнях есть глубина и смысл, но мне народные нравятся своей мелодичностью, лирикой, тем более наши протяжные хори-бурятские песни.
- Как артисту, какие гастроли вам запомнились больше всего?
- Даже не знаю, где больше всего понравилось. Я побывала во многих регионах нашей страны, за рубежом, в больших и малых деревнях Забайкалья. Очень трогает то, как в деревнях, где я бывала не раз, меня ждут русские бабушки, которые с удовольствием слушают бурятские песни, не понимая языка. Они заранее интересуются, приеду ли я с выступлениями к ним, и готовят к моему приезду что-нибудь вкусненькое. Это очень приятные моменты (улыбается).
- Как вам коллектив театра, тепло ли он вас встретил?
- В первое время на меня смотрели с настороженностью. Но сейчас я чувствую поддержку коллектива. У нас уже были совместные выезды, недавно мы вернулись с «Алтарганы», который завершился в Иркутской области. Хочу сказать, коллектив театра работоспособный, у всех глаза горят, продолжим продуктивно творить. Нас ожидает новая постановка, основанная на мифах и легендах агинских, хори - бурят. О культовых местах, легендарных героях, таких, как Балжин-хатан, Бабжа-Барас батор, мы расскажем в музыкально-танцевальном спектакле. Только начали работу над проектом, активная подготовка начнется с 20 августа.
- Оюна Шираповна, расскажите о семье. Чем любите заниматься в свободное время?
- С супругом вырастили двоих сыновей, они взрослые и устроенные в жизни. Внучка подрастает, ей четыре года. У меня хороший огород, люблю шить и готовить. Но времени на хобби остается совсем немного.
- Ваши пожелания землякам?
- Я всегда говорю, что культура – это лицо народа, региона. Хотелось бы, чтобы у общества появилось понимание, что становление артиста – это долгий путь, не менее сложный, чем, допустим, у врача. Бытует мнение, что сыграть на музыкальных инструментах, станцевать или спеть - это легко! Но это не так, это многие годы учебы и репетиций в стенах школы искусств, затем училища, института. Для создания чего-то грандиозного нужно время, полное погружение артистов без «выдергивания» куда-то и для чего-то. Поэтому, была бы рада, если на всех уровнях, начиная с семьи, относились с пониманием и поддержкой к человеку, который выбрал путь служения искусству. И, может быть, тогда больше талантливых людей реализовали бы себя в сфере культуры и искусства.
- Спасибо за беседу.
Елена АБИДУЕВА.